Вы успешно подписались на новостную рассылку!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке в письме, которое было отправлено на указанный Вами e-mail.

Новое в антикоррупционном контроле на государственной службе

Новое в антикоррупционном контроле на государственной службе

19 сентября 2017 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 431 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в целях усиления контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции». Изменения, внесенные данным указом в целый ряд документов, носят преимущественно уточняющий характер, однако кадровикам и сотрудникам подразделений по противодействию коррупции государственных органов стоит обратить на них внимание.

Так, изменения коснулись Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению". В нем, в частности, было определено, что достоверность и полнота сведений, предоставляемых гражданами при поступлении на федеральную государственную службу, проверяются подразделениями кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений только в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений.

Достаточно интересным выглядит также наделение подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений правом при осуществлении различных проверок и реализации иных возложенных на них полномочий направления запросов в сторонние организации (органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации) информации о соблюдении федеральными государственными служащими требований к служебному поведению. Данное изменение выглядит необходимым, так для осуществления своих функций указанные подразделения, как правило, объективно нуждаются в получении дополнительной информации. Вместе с тем, остается неясной обязательность исполнения этих запросов (особенно для частных организаций).

В том же направлении произведено и еще одно изменение: Указом № 431 дополнен перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции. К указанным должностным лицам теперь также отнесены:

  • руководители территориальных органов федеральных государственных органов, в случаях, если они на это специально уполномочены руководителями федеральных государственных органов;
  • прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур;
  • руководители главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации.

В Положении о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденном Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 определены требования к мотивированным заключениям, подготовленным указанными комиссиями по вопросам допустимости замещения бывшим государственным служащим должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, а также возможности возникновения у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Такие мотивированные заключения теперь должны содержать:

а) информацию, изложенную в обращениях или уведомлениях направленных в комиссию указанным служащим или сторонней организацией;
б) информацию, полученную от государственных органов, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций на основании запросов;
в) мотивированный вывод по результатам предварительного рассмотрения обращений и уведомлений, а также рекомендации для принятия одного из решений комиссии.

Также, что касается изменений, затрагивающих все должности государственной службы, можно отметить, что была несколько уточнена формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460. В ней, в частности, появилось указание о необходимости указывать серию и номер свидетельства о рождении для несовершеннолетних детей государственных служащих, не имеющих паспортов; а также приводить их полную дату рождения (а не год, как было ранее). Кроме того, в справке появился новый раздел: «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки».

Наконец, отметим, что некоторые изменения, внесенные Указом № 431 касаются только наиболее высокопоставленных должностей государственной службы: в частности, о порядке и сроков направления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц, а также уточнении компетенции президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

Поделиться:

Подписка на рассылку