Вы успешно подписались на новостную рассылку!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке в письме, которое было отправлено на указанный Вами e-mail.

Порядок трудоустройства иностранных работников в свете изменения института миграционного учета

Порядок трудоустройства иностранных работников в свете изменения института миграционного учета

В настоящее время в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.06.2018г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (подробнее см.: Глобальные изменения института миграционного учета иностранных граждан) компаниям, привлекающим иностранных работников, необходимо пересмотреть алгоритм и принципы процедуры найма и сопровождения трудовых отношений в отношении иностранных граждан.

Прежде всего, необходимо вспомнить общие положения трудового законодательства в части оформления трудовых отношений с работниками.

1. Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, в полной мере распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан [1]

Следовательно, при трудоустройстве иностранных граждан необходимо руководствоваться положениями Трудового Кодекса, в частности статьями 65 и 327.3 ТК РФ, регулирующими истребование работодателем документов работника при заключении с ним трудового договора. Перечень документов, перечисленных в указанных статьях, является исчерпывающим и не предполагает запрос работодателем каких-либо дополнительных документов (за редким исключением). Кроме того, частью 3 статьи 565 ТК РФ напрямую запрещается истребовать у работника документы помимо тех, которые установлены на законодательном уровне.

2. Ни один из действующих нормативных правовых актов не предусматривает необходимость истребования у иностранного гражданина при его трудоустройстве «регистрацию» (независимо от того, поставлен ли иностранец на учет по месту пребывания или зарегистрирован по месту жительства (в случае, если им получено разрешение на временное проживание или вид на жительство).

Поскольку в настоящее время работодатель не может выступать принимающей стороной («регистрировать» работника), он и не может быть привлечен к административной ответственности за отсутствие у работника «регистрации». То есть физически наказать компанию нельзя. Просто потому, что такая возможность у полиционеров отсутствует. Все бремя ответственности теперь ложится на тех, кто предоставляет мигранту жилье, но по каким-то причинам не желает заниматься постановкой на учет по месту пребывания (регистрацией по месту жительства) Исключением являются случаи, когда работник-иностранец фактически проживает по адресу нахождения компании или в сооружениях, строениях («бытовки»), принадлежащих работодателю, но не имеющих адреса.

Таким образом, привлечь компанию-работодателя, как принимающую сторону, обязанную ставить работников-иностранцев на учет по месту пребывания по части 18.9 КоАП РФ, чего до настоящего времени опасалось большинство компаний, привлекающих иностранный персонал, с 09.07.2018г. невозможно.

Остается единственная зона риска – трудоустройство иностранца, находящегося на территории России с нарушением установленного порядка, что влечет административную ответственность согласно части 3 статьи 18.9 КоАП РФ (подробнее об этом смотрите: Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину, находящемуся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию).

Сразу оговорюсь, то, что вы называете «регистрация», не имеет никакого отношения к законности нахождения иностранца в России. Не нужно мешать все яйца в одну корзину. Обязанность быть поставленным на учет по месту пребывания или зарегистрироваться по месту жительства для иностранцев – это «отдельная песня». Иностранец может находиться в России на законных основаниях (имея патент, РВП, вид на жительство и так далее), но не исполнить обязанность по фиксации своего местонахождения.

Получается, что основное внимание сотрудников кадровой службы теперь должно уделяться установлению факта законного нахождения иностранного работника на территории России.

Для иностранных граждан, работающих в России по патенту, основными документами, подтверждающими легальность нахождения в России, является патент и платежные документы, подтверждающие уплату НДФЛ за право пользования патентом. Следовательно, если иностранец своевременно оплачивает фиксированный авансовый платеж в виде НДФЛ в размере, установленном для каждого конкретного региона, он законно находится на территории нашей страны и отсутствие «регистрации» у него не повод отказывать в трудоустройстве.

Для визовых иностранцев, независимо от того, в каком статусе (ВКС, преподаватель, квотник, внеквотник, студент и пр.) он осуществляет трудовую деятельность, документом, подтверждающим легальность пребывания в России, является виза.

Для иностранцев, получивших разрешение на временное проживание, вид на жительство, свидетельство о предоставлении временного убежища, удостоверение беженца, свидетельство участника Госпрограммы переселения соотечественников, подтверждением их легального статуса является соответствующий документ из перечисленных выше при условии, что он является действительным (срок действия не истек).

Как ни странно, самой проблемной категорией иностранных работников становятся граждане государств-участников Договора о ЕАЭС.

Дело в том, что в соответствии с положениями пункта 9 статьи 97 Договора в случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.

Из этого напрямую следует следующее:

  • При условии, что граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана въехали в РФ менее чем за 90 дней до заключения с ними договора, они находятся на территории России на законных основаниях и могут быть трудоустроены (независимо от того, есть у них "регистрация" или её нет (и не забывайте, что все они освобождены от постановки на учет на 30 дней с даты въезда).
  • Если же с момента их въезда до момента обращения к вам за трудоустройством прошло больше 90 суток, в стране они могут находиться легально при условии заключения в течение первых трех месяцев с момента въезда в Россию трудового или гражданско-правового договора. Значит встает вопрос – иностранец либо работает в настоящее время в другой компании (задача – выяснить, на основании какого договора он работает. Если трудового, то трудоустраивать его придется по совместительству, если гражданско-правового, тогда по основному месту работы) либо работал, но уволился. Тогда необходимо истребовать документы, подтверждающие дату увольнения (прекращения договора ГПХ). Следовательно, необходимо истребовать трудовую книжку, а при ее отсутствии – приказ об увольнении, соглашение о расторжении (прекращении) договора, гражданско-правовой договор, по которому он ранее работал в России.
  • Если дата увольнения находится в пределах 15 календарных дней до момента заключения вами договора с мигрантом – все в порядке. Если же прошло больше времени либо мигрант не может представить вам оправдательные документы – его трудоустройство чревато проблемами в силу неопределенности статуса работника, как законно находящего в России. Выход из ситуации – выезд и последующий въезд с получением новой миграционной карты, что «обнуляет кредитную историю» работника.

3. Остается, пожалуй, единственный вопрос – как при отсутствии «регистрации», приняв на работу иностранца (надеюсь выше я убедил вас в том, что это абсолютно безопасно при подтверждении легальности его нахождения в нашей стране), указывать сведения о ней в уведомлении о заключении и расторжении договора (а также выплате заработной платы иностранному ВКС).

А ответ очень прост, если обратиться к содержанию соответствующих форм уведомлений. Согласно положениям Приказа МВД России от 10.01.2018г. № 11 при заполнении формы уведомления должны быть заполнены все соответствующие графы. При этом подстрочный текст к каждой конкретной графе поясняет какую именно информацию и в каких случаях в эту графу необходимо заносить. В графе «Адрес постановки на учет по месту пребывания или адрес регистрации по месту жительства» указано «(при наличии)». Следовательно, физическое отсутствие «регистрации» не влечет за собой нарушения порядка заполнения формы уведомления.

Тем не менее, если мои доводы вас не убедили или вас грызет червячок сомнения, поскольку вы панически боитесь чего-то сами не знаете чего (потому что это же так непривычно и нелогично), конечно вы можете безосновательно отказывать потенциальным работникам в трудоустройстве, следствием чего будет кадровый голод в компании и обращения соискателей в суд, прокуратуру и инспекцию труда, а также контролировать наличие действительной «регистрации» как на момент приема, так и на момент (всегда внезапный) увольнения работника.

[1] Часть 5 статьи 11 ТК РФ.

[2] Новое в судебной практике по вопросу уведомлений о заключении и расторжении договоров с иностранными гражданами

[3] Кого же все таки уведомлять при трудоустройстве иностранных работников?

Поделиться:

Подписка на рассылку