Регистрация иностранных работников

Путешествие во времени или глобальные изменения в системе миграционного учета иностранных граждан

 

8 июня Государственной Думой в 3-м чтении принят закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Текст Закона направлен в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

С текстом закона можно ознакомиться на официальном сайте Государственной Думы http://sozd.parliament.gov.ru/bill/350179-7

Законом предлагается кардинально изменить существующую систему миграционного учета иностранных граждан (ранее я уже писал о соответствующем законопроекте).

Напомню, что в настоящее время согласно положениям действующего законодательства, судебной и правоприменительной практике постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания возможна как по месту их фактического проживания, так и по местонахождению (по адресу) организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность. Принимающей стороной может выступать как лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает, так и лицо, у которого он осуществляет трудовую деятельность. Фактическое проживание иностранного гражданина по адресу, не совпадающему с местом его постановки на миграционный учет при условии наличия трудовых отношений с принимающей стороной не может рассматриваться как нарушение правил миграционного учета.

Поскольку речь идет о кардинальных изменениях, целесообразно привести текст изменений, вносимых в Закон о миграционном учете.

Предполагается ввести новую трактовку места пребывания иностранного гражданина (далее - место пребывания).

В новой трактовке место пребывания - "место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона". Таким образом, организация может стать принимающей стороной лишь в конкретном случае, ссылка на который приводится в самом Законе. Напомню, что в соответствии со статьей 16 Жилищного Кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся:

  • ​жилой дом, часть жилого дома;
  • квартира, часть квартиры;
  • комната.

Возможность использовать в качестве места пребывания нежилое помещение (иное) сохраняется при условии, если иностранный гражданин фактически в нем проживает.

Вместе с тем вводится новая трактовка термина принимающая сторона. В предлагаемой редакции "сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации."

Таким образом, принимающей стороной, то есть лицом, на которое Законом возлагается обязанность по представлению уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, признается любое из перечисленных выше лиц, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации (что предполагает наличие у указанного лица правоустанавливающих документов и заключение соответствующего договора между сторонами) предоставляет для фактического проживания (то есть для регулярного использования для сна и отдыха) иностранным гражданам жилое или иное помещение (то есть нежилое).

Предполагается ввести следующий порядок осуществления миграционного учета, прописав его в части 2 статьи 21 Закона о миграционном учете:

Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:

1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;

2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится;

3) по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Итак, резюмируя вышеизложенное. Постановка иностранного гражданина на учет по адресу организации (в соответствии со статьей 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации под местом нахождения юридического лица понимается место его государственной регистрации на территории РФ), в которой он осуществляет трудовую деятельность, будет возможна лишь при условии, что мигрант фактически проживает по ее адресу (то есть регулярно использует помещения организации для сна и отдыха). Также постановка иностранных граждан по адресу организации, в которой они работают, возможна в случае, если организация владеет помещением, строением, сооружением, в том числе временном (на праве собственности или праве пользования), которое не имеет адресных данных, но предоставляется организацией для фактического проживания своим работникам (видимо, речь идет о «бытовках»).

Таким образом, постановка иностранных граждан по адресу организации, в которой они осуществляют трудовую деятельность, станет в принципе невозможна, а работодатели перестанут быть принимающей стороной для своих иностранных работников.

Рассмотрим предполагаемые последствия принятия Закона.

1. У работодателя (заказчика работ/услуг) исчезает обязанность постановки на учет по месту пребывания иностранных работников (за исключением тех единичных для масштабов страны случаев, когда иностранцы проживают в помещениях, предоставляемых юридическим лицом).

Исчезает сама возможность совершения работодателем административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ. Исчезает извечный вопрос - обязательно ли при заключении договора с иностранным гражданином осуществлять его постановку на учет по месту пребывания от лица работодателя. В органах миграционного учета исчезнут очереди представителей юридических лиц по вопросу постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания по адресу организации - работодателя.

2. Постановка на учет по месту пребывания станет возможно только по адресу фактического проживания иностранного гражданина, то есть в подавляющем большинстве случаев, в жилых помещениях, предоставляемых гражданами России.

Учитывая формулировку в термине принимающая сторона как лицо предоставившее в соответствии с законодательством Российской Федерации помещение для фактического проживания иностранного гражданина возможно истребования органами миграционного учета документов, подтверждающий право пользования помещением, предоставляемым иностранному гражданину для проживания. В органах миграционного учета на порядки возрастут очереди граждан России с обращениями о постановке на учет проживающих у них иностранных граждан. Увеличится количество фиктивных «регистраций» и, как следствие, фактов привлечение к уголовной ответственности граждан России, решивших «срубить легкие деньги».

3. С учетом того, что Законом не предполагается особый порядок вступления закона в силу, он вступит в силу по общему принципу - в течение 10 дней со дня его официального опубликования. В день вступления закона в силу все иностранные граждане, на момент вступления закона в силу поставленные на учет по адресу юридических лиц, окажутся вне правового поля. Поскольку привести свой правовой статус в соответствии с законом в течение указанного времени они (и органы миграционного учета) физически не успеют. Скорее всего речь пойдет о нескольких миллионах человек.

Такое положение вещей несомненно приведет к активизации деятельности сотрудников полиции (в течение первых нескольких месяцев) по пресечению нарушения порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, перегруженности в работе судов общей юрисдикции, массовому принятию судебных актов об административном выдворении иностранных граждан с территории Российской Федерации, принятию решений о неразрешении им въезда в Россию в течение 5-ти лет. Это приведет к массовому оттоку иностранных граждан из Российской Федерации.

4. С учетом утраты работодателем статуса принимающей стороны работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан из государств с визовым режимом въезда, будут лишены возможности обращения в органы власти в сфере миграции по вопросам продления, восстановления виз своих работников. В соответствии с пунктом 2 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. № 859 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства" за оформлением, продлением, восстановлением виз вправе обращаться иностранные граждане лично либо через принимающую иностранного гражданина в Российской Федерации сторону (что и происходит в настоящий момент времени). Таким образом, решать указанные вопросы придется самим иностранным гражданам.

5. Неурегулированным окажется и вопрос согласования пребывания иностранных граждан на территориях с регламентированным посещением, поскольку в настоящее время в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 4 июля 1992 г. № 470 "Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан" обязанность обращаться за согласованием возложена на принимающую организацию (фактически на работодателя).

Следует отметить, что в Федеральный закон от 18.07.2006г. № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" ранее еще в 2010 году вносились аналогичные по сути изменения.

Федеральным закон от 23.12.2010 № 385-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (см. пункты "а" и "б" части 1 статьи 3 Закона) также вводилась обязательная постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания только по адресу фактического проживания и исключались нормы, позволяющие работодателям выступать принимающей стороной по отношению к своим иностранным работникам. Закон вступил в силу с 15-го февраля 2011 года. Однако уже 20 марта 2011 года по инициативе Минэкономразвития России (в которое поступили массовые обращения от представителей бизнеса) был принят Федеральный закон от 20.03.2011 № 42-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вернул все на свои места (пункты "б" и "в" части 1 статьи 1 Закона) и с тех пор понятия "место пребывания" и "принимающая сторона" не претерпевали изменений.

Как видно, законотворцы историю не помнят и выводов из нее не делают... Так что сейчас мы вновь оказались в феврале 2011 года. Перенесет ли нас машина времени под названием Государственная Дума в март 2011 года?
 
Регистрация иностранных работников

Разработка профилей должностей

 

Экспертиза вакансии (анализ должности) – процедура оценки вакантной должности, включающая в себя анализ рабочей деятельности на конкретном месте.

Цели экспертизы вакансии:

  • составление должностной инструкции;
  • определение требований к кандидату (критериев отбора из числа имеющихся кандидатов или компетенций).

Описание должности (Job description) – основной документ, регламентирующий назначение и место работника в системе управления, функциональные обязанности, права, ответственность, связи по должности, формы наказания и поощрения.

Анализ должности производится при помощи опроса руководителей, начальников подразделений и специалистов. Они отвечают на следующие вопросы:

  • для достижения каких целей компании создаётся (существует) данная должность?
  • в каких направлениях деятельности компании (существующих или перспективных) будет задействован новый сотрудник?
  • какие функции будет осуществлять сотрудник для достижения целей компании, работая в каждом направлении?
  • что должен делать (какие задачи должен решать) новый сотрудник?
  • что является результатом выполнения каждой задачи?
  • каковы критерии качества при выполнении каждой задачи?
  • как часто выполняется каждая задача?
  • с кем надо взаимодействовать при выполнении каждой конкретной задачи?
  • какие должности стоят «над» данной должностью?
  • кто и в какой форме даёт указания?
  • сколько сотрудников подчиняется этой должностной позиции?
  • кто проверяет результат и корректирует выполнение каждой задачи?
  • каковы сроки и правила отчётности?

Пример анализа деятельности на рабочем месте

Компания N– торговое предприятие с численностью персонала 80 человек. Работает на российском рынке. Руководит компанией генеральный директор, который является одним из акционеров. В перспективе компания планирует выйти на международный рынок (ближнего зарубежья). Компания закупает товар у производителей, имеет дилерскую сеть в Москве и регионах России. Основные формы торговли: крупный и мелкий опт.

Вакантная должность: юрист; должность создана впервые.

Для достижения каких целей компании создаётся (существует) данная должность: чтобы повысить эффективность компании через правовую защиту её интересов.

В каких направлениях деятельности компании (существующих или перспективных) будет задействован новый сотрудник:

- существующее направление (торговля на российском рынке);

- перспективное направление (торговля на международном рынке).

Какие функции будет осуществлять сотрудник для достижения целей компании, работая в каждом направлении?

Основные функции:

- оптимизация заключаемых договоров с российскими клиентами и поставщиками;

- юридическое сопровождение деятельности компании.

В перспективе к основным функциям добавятся:

- оптимизация заключаемых договоров с российскими и зарубежными клиентами;

- юридическое сопровождение деятельности компании на международном рынке.

Что должен делать (какие задачи должен решать) новый сотрудник:

- составляет тексты договоров на русском и английском языках;

- анализирует договоры контрагентов на русском и английском языках;

- проводит переговоры;

- согласовывает окончательный текст договора;

- консультирует персонал по юридическим вопросам;

- готовит и сопровождает утверждение в государственных органах документов, обеспечивающих правовое существование компании (лицензий, сертификатов, аккредитаций и др.);

- отслеживает изменения в российском законодательстве, информирует о них руководство;

- представляет руководителю компании ежемесячный отчёт о работе с договорами.

Что является результатом выполнения каждой задачи:

- текст договора, защищающий интересы компании, согласованный и подписанный контрагентом;

-своевременные и исчерпывающие консультации персонала;

- утверждённые в соответствующих государственных органах юридические документы;

- служебные записки для руководителей с разъяснением причин невозможности получения документов из государственных органов, планом и сроками решения поставленной задачи;

- служебные записки для руководителей и информационные письма для сотрудников об изменениях в законодательстве;

- ежемесячный отчёт (к 29-му числу каждого месяца) о договорах, которые были в работе за месяц.

Каковы критерии качества при выполнении каждой задачи:

- договор готов в срок;

- договор с поставщиком позволяет получить товар в срок и на максимально выгодных для компании условиях;

- договор с клиентом гарантирует юридическую защиту выплат;

- у контрагентов нет юридических «лазеек» для несоблюдения условий договора;

- консультация сотрудника проведена в день обращения и обеспечила получение необходимой информации;

- юридический документ готов в срок;

- при невозможности получения необходимого документа руководству представлены письменные разъяснения в виде служебной записки;

- в случаях изменений в законодательстве руководству и сотрудникам предоставлена информация на следующий день после официального извещения;

- ежемесячный отчёт представлен руководству 29-го числа каждого месяца.

Как часто выполняется каждая задача:

- по мере поступления (составление текстов договоров, анализ договоров контрагентов, проведение переговоров, согласование окончательного варианта договора, консультирование персонала);

- по решению руководства (подготовка и сопровождение утверждения документов – лицензий, сертификатов, аккредитаций и др.);

- ежедневно: отслеживание изменений в законодательстве;

- по мере возникновения: отслеживание изменений в законодательстве;

- ежемесячно: представление отчёта о работе с договорами.

С кем надо взаимодействовать при выполнении каждой конкретной задачи:

с менеджерами по работе с клиентами, менеджерами по закупкам, руководством компании.

Кому непосредственно подчиняется данный специалист:

заместителю генерального директора.

Кто и в какой форме даёт указания:

- генеральный директор и зам. генерального директора;

- менеджеры по работе с клиентами;

- менеджеры по закупкам.

Сколько сотрудников подчиняется этой должностной позиции:

подчинённых нет; в перспективе планируется создание юридического отдела с численностью персонала до 3-х человек.

Кто проверяет результат и корректирует выполнение каждой задачи:

заместитель генерального директора.

Каковы сроки и правила отчётности:

ежемесячный отчёт представляется генеральному директору и зам. генерального директора 29-го числа.

На основе экспертизы вакансии составляется описание должности и должностная инструкция. В нашем примере задачи юриста можно разделить на обязательные и задачи, которые могут быть освоены на рабочем месте.

Обязательные задачи:

  • составление текстов договоров;
  • анализ договоров контрагентов;
  • проведение переговоров с представителями контрагента по изменению текста договора;
  • согласование окончательного варианта договора с представителями контрагента;
  • консультирование персонала по юридическим вопросам;
  • подготовка и сопровождение в государственных органах документов, обеспечивающих правовое существование компании.

Задачи, которые могут быть освоены на рабочем месте:

  • отслеживание изменений в российском законодательстве, касающихся деятельности компании, и информирование о них руководства и сотрудников;
  • представление ежемесячного отчёта руководству;
  • составление текстов договоров на английском языке;
  • анализ договоров контрагентов на английском языке;
  • проведение переговоров с представителями контрагента по изменению текста договора на английском языке;
  • согласование окончательного варианта договора с представителями контрагента;
  • отслеживание изменений, касающихся деятельности компании, в законодательстве стран, с которыми планируется сотрудничество, и своевременное информирование о них руководства и сотрудников компании.

После описания должности (составления должностной инструкции) можно переходить к профилированию должностей, т.е. к формулированию компетенций для каждой должности (корпоративных, управленческих, профессиональных и компетенций личной эффективности).

Требования к профилированию должностей

  • Нет абсолютно правильных моделей и списков компетенций, потому что в каждой компании присутствует специфика бизнеса.
  • Каждая должность имеет свой уникальный перечень компетенций (даже в кадровом делопроизводстве должностные инструкции вряд ли совпадают).
  • Есть принятые стандарты, например, руководитель всегда должен обладать лидерскими компетенциями, бухгалтер должен быть усидчивым и внимательным, а продавец – общительным и активным.
  • Рекомендуется выделять ключевые компетенции, количество которых не должно превышать 10 (лучше всего 4-6 качеств, чтобы они «работали»).
  • Необходимо искать однозначные формулировки компетенций (с помощью словаря и мозговой атаки). Нужно также формулировать точные поведенческие примеры к каждому качеству.
 

Новости учебного центра

  • Завершилась работа «Недели сметчика 2018»

    Завершилась работа «Недели сметчика 2018»

    С 19 по 23 марта Сибирский межрегиональный учебный центр (СМУЦ) совместно с Институтом стоимостного инжиниринга и контроля качества строительства (ИСИИККС)

    Подробнее
  • Итоги «Недели сметчика на Урале»

    Итоги «Недели сметчика на Урале»

    С 16 по 20 октября Сибирский Межрегиональный учебный центр совместно с Институтом стоимостного инжиниринга и контроля качества строительства провел ежегодное

    Подробнее
  • Живой курс для инженеров-сметчиков

    Живой курс для инженеров-сметчиков

    В сентябре текущего года Сибирский Межрегиональный учебный центр провел курсы повышения квалификации в пяти крупных субъектах нашей страны.

    Подробнее
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Статьи

  • "Война войной, а обед по расписанию"

    «Война войной, а обед по расписанию» - говаривал прусский король Фридрих Вильгельм I. Почему сей монарх считал обед таким важным мероприятием?

    Подробнее
  • Моделирование компетенций персонала: как создать работающую модель?

    Моделирование компетенций персонала: как создать работающую модель?

    В практике управления персоналом разработке моделей компетенций отводится важная роль, поскольку для выполнения стратегических задач необходимо иметь чёткое представление о

    Подробнее
  • Компетентностный подход в подборе персонала

    Компетентностный подход в подборе персонала

    Компетенции – это способность персонала в целом и отдельных сотрудников принимать корпоративные ценности компании и выполнять требуемый функционал в соответствии со

    Подробнее
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25