Регистрация иностранных работников

Работа иностранцев на торговых объектах. Способы избежать рисков.

 

 

Особенности работы иностранцев на торговых объектах состоят в том, что ответственность за привлечение иностранцев, не имеющих разрешительных документов может быть возложена на собственника объекта.

Дело в том, что на основании ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ предоставление лицом, управляющим торговым объектом (в том числе торговым комплексом):

торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса);

производственного;

складского;

торгового;

служебного;

подсобного или иного помещения (то есть, в принципе любого помещения – и стоило перечислять) другому лицу (юридическому или ИП), которые:

√не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников (речь идет о визовых иностранцах, для допуска которых к работе работодатель обязан получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а сами иностранцы – получить разрешение на работу);

√привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу или патента (в основной массе это граждане Азербайджана, Молдовы, Украины, Узбекистана, Таджикистана)

влечет административную ответственность в виде административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 45 000 до 50 000 рублей;
  • на ИП - от 350 000 до 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от 450 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут административную ответственность, установленную ч. 3 ст. 18.16 КоАП РФ, а именно штраф

  • на должностных лиц в размере от 45 000 до 70 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 450 000 до 1 000 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Предоставление помещения может быть осуществлено посредством передачи его в аренду или иное владение в соответствии с действующим гражданским законодательством.

При этом ответственность наступает прямо пропорционально количеству иностранцев, задержанных на объекте при отсутствии разрешительных документов у них и фактического работодателя.

Субъектом данного правонарушения (то есть лицом, которое привлекается к ответственности) является лицо, управляющее торговыми объектами (торговыми комплексами).

В силу статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Кроме того, в части работы рынков, по смыслу пунктов 7, 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", в целях организации деятельности по продаже товаров на рынке, управляющей рынком компанией обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с компанией договоры о предоставлении торговых мест, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе путем осуществления ежедневной, до начала работы рынка, проверки соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным названным федеральным законом.

Получается, что нерадивые контрагенты фактически подставляют управляющую компанию, допуская на ее территории к работе иностранцев без разрешительных документов.

Существует ли возможность устранить такого рода риски? Анализ судебной практики показывает, что в ряде регионов России такая практика возможна. Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным за исключением случаев, когда оно предприняло все зависящие от него меры для недопущения правонарушения. Панацею многие видят в том, чтобы документально подтвердить совершение указанных действия по предотвращению правонарушения.

Самым действенным способом, пожалуй, является указание в договоре аренды (субаренды), оказания услуг, условия об обязанности контрагента привлекать к выполнению работ на территории торгового объекта граждан Российской Федерации или иностранных граждан, имеющих действующие разрешения на пребывание и на право работы на территории Российской Федерации, и нести ответственность за отсутствие у них необходимых документов и/или разрешений (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 октября 2014 г. по делу № А45-7512/2014, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 января 2016 г. № Ф06-3946/2015, Постановление суда ХМАО-Югры от 12 декабря 2016 г. по делу № П4А-675/2016, Решение суда ХМАО-Югры от 27 августа 2015г. по делу № 5-707/2015).

Такого рода условия возможно включить в договор и путем подписания к нему дополнительного соглашения в силу которых Контрагент обязан не допускать к деятельности в рамках заключенного договора персонал, не имеющий гражданства Российской Федерации и при этом не имеющий разрешения на работу на территории Российской Федерации, оформленного в соответствии с действующим законодательством, Контрагент гарантирует соблюдение миграционного законодательства Российской Федерации и несет полную ответственность за несоблюдение действующего законодательства Российской Федерации, включая, но не ограничиваясь, трудовое, миграционное, налоговое законодательство, законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Постановление Верховного суда от 24 декабря 2013 г. № 18-АД13-34).

Дополнительное письменное извещение контрагента о порядке и условиях привлечения к трудовой деятельности иностранных работников, также играет положительную роль.

Кроме того, предоставление документов, подтверждающих проведение с периодичностью (например, не реже раза в месяц) проверок арендаторов на предмет, в частности, соблюдения ими установленных законодательством Российской Федерации правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности, что закрепляется ведением соответствующего журнала, введением должности контролера на объекте с функционалом по допуску работников контрагента на территорию объекта (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 июня 2016 г. № Ф06-8686/2016).

Однако, имеется и другая практика, например в Московском регионе само по себе заключение договора с указанными выше формулировками, не признается судами доказательством того, что общество предприняло все от него зависящее… (Постановление Мосгорсуда от 27 июля 2017г. № 4а-3479/2017, Решение Мосгорсуда от 2 октября 2017г. по делу № 7-13888/2017, от 2 ноября 2016г. по делу № 7-12090/2016, от 6 октября 2017г. по делу № 7-13890).

Однако, наличие соответствующих формулировок в заключаемых договорах, документальное подтверждение контроля за деятельностью контрагентов все же лучше чем ничего в ситуации, когда компания столкнулась с проверкой.

Новости учебного центра

  • Завершилась работа «Недели сметчика 2018»

    Завершилась работа «Недели сметчика 2018»

    С 19 по 23 марта Сибирский межрегиональный учебный центр (СМУЦ) совместно с Институтом стоимостного инжиниринга и контроля качества строительства (ИСИИККС)

    Подробнее
  • Итоги «Недели сметчика на Урале»

    Итоги «Недели сметчика на Урале»

    С 16 по 20 октября Сибирский Межрегиональный учебный центр совместно с Институтом стоимостного инжиниринга и контроля качества строительства провел ежегодное

    Подробнее
  • Живой курс для инженеров-сметчиков

    Живой курс для инженеров-сметчиков

    В сентябре текущего года Сибирский Межрегиональный учебный центр провел курсы повышения квалификации в пяти крупных субъектах нашей страны.

    Подробнее
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Статьи

  • Метод

    Метод "мозгового штурма" для командного решения творческих и нестандартных задач

    Brainstorming (брейнсторминг, "мозговой штурм", "мозговая атака") — способ решения задач посредством процедуры группового креативного мышления, при котором сначала за короткий промежуток

    Подробнее
  • Имидж работодателя глазами соискателя: из чего он складывается и как им управлять?

    Имидж работодателя глазами соискателя: из чего он складывается и как им управлять?

    Поиск сотрудников в последнее время все чаще представляет собой поиск среди тех, кто сам работу не ищет. Помимо очевидных трудностей

    Подробнее
  • Учимся подбирать

    Учимся подбирать "своих" людей

    Всем руководителям и собственникам предприятий, независимо от наличия в их организациях отдела персонала, приходится решать вопросы привлечения, отбора и удержания

    Подробнее
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29