Вы успешно подписались на новостную рассылку!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке в письме, которое было отправлено на указанный Вами e-mail.

Стоимость строительных ресурсов в условиях реформы ценообразования

Стоимость строительных ресурсов в условиях реформы ценообразования

В рамках реформы ценообразования, Минстроем России принято решение о переходе на ресурсный метод при составлении сметой документации, принятый в международной практике.

В развитых странах информационная база для разработки смет основывается на регистрации реального и расчете прогнозного уровня цен. Так, например, публикуемые иностранными информационными фирмами сборники (справочники) цен, предназначенные преимущественно для разработки инвесторских смет, отражают не базисный уровень цен, а средний реальный, ожидаемый в предстоящем году. Сметы подрядчиков базируются на результатах анализа уровня собственных затрат на выполнение работ и цен на используемые ресурсы.

В связи с этим Минстроем России решено обеспечить единый мониторинг цен строительных ресурсов во всех субъектах страны, учитывающий региональные особенности.

Основная идея мониторинга заключается в предоставлении актуальных сметных цен по каждому конкретному региону от производителей строительных ресурсов, а не от посредников, как было заведено прежде.

23 декабря 2016 года вышло Постановление Правительства РФ № 1452 «О Мониторинге цен строительных ресурсов» и утверждены «Правила мониторинга цен строительных ресурсов», где определено что:

- цены строительных материалов складываются из «отпускной цены» (цены реализации) лицами, осуществляющими производство и ввоз в Российскую Федерацию таких строительных материалов и «цены услуг на перевозку» (транспортных затрат).

Также предусмотрено, что мониторингу подлежит среднемесячная номинальная начисленная заработная пата по Субъектам Российской Федерации.

Из текста Постановления не совсем понятно, как будет осуществляться мониторинг цен на работу строительной техники (эксплуатацию машин и механизмов) и из чего она (цена) будет складываться.


 минстрой20 декабря 2016 года Минстроем РФ были утверждены достаточно спорные Методики определения цен Строительных ресурсов: «На эксплуатацию строительных машин и механизмов» №999/пр, «На затраты труда в строительстве» №1000/пр и «На материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства» №1001/пр.


На портале regulation.gov.ru до 8 февраля 2019 года было открыто публичное обсуждение проектов постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452» и приказа Минстроя России «Об утверждении Методики расчета прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства».

yakushev

Якушев Владимир Владимирович

По мнению главы Минстроя России Якушева Владимира Владимировича, строительная отрасль Российской Федерации не готова к одномоментному переходу от базисно-индексного метода ценообразования на ресурсный, потому что наполнение одной из главных его составляющих – Государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), куда должна загружаться стоимость строительных материалов в режиме онлайн в территориальном разрезе, не превышает 18%. «При этом, для перехода на полноценный ресурсный метод необходима информация о стоимости 100% всех ресурсов во всех регионах. Этого невозможно добиться без изменения подходов к функционированию ФГИС ЦС, а также источников получения данных о стоимости строительных ресурсов и расчета на их основе сметных цен», - подчеркнул министр.

 

2 ноября 2018 года в Тюмени в ходе круглого стола Комитета Госдумы Министр отметил, что одномоментный переход на ресурсный метод может привести к удорожанию строек, при этом оставлять без изменения существующую ситуацию с применением базисно-индексного метода также нельзя. Действующая система индексации не в полной мере отражает реальный рост цен на строительные материалы, заработную плату рабочих и транспортные услуги.

«В настоящее время на площадке правительства проходит масштабное обсуждение вопросов введения переходного периода», - сообщил Якушев В.В.

Позиция Минстроя России заключается в том, что переход должен быть выполнен, но поэтапно и с обязательным введением переходного периода, в рамках которого при сохранении действующего базисно-индексного метода определения сметной стоимости строительства с последующим переходом на ресурсно-индексный способ. И только затем, после тщательного моделирования и опробирования на пилотных проектах, и обеспечения эффективного функционирования ФГИС ЦС в части наполнения данными, ресурсный метод может быть использован для всех бюджетных строек.

В новой редакции Постановления №1452 предполагается закрепить основные правила расчета индексов (инфляторов), применяемых при определении сметной стоимости строительства в текущем уровне цен в рамках базисно-индексного метода до полноценного перехода на ресурсный метод, основанный на данных цен от производителей строительных ресурсов.

Помимо этого, проектами актов предполагается установить возможность расширения номенклатуры индексов пересчета, необходимых рынку, откорректировать правила мониторинга цен строительных ресурсов, а также установить порядок определения размера величины среднемесячной тарифной ставки рабочего первого разряда, используемой при определении сметной стоимости строительства, в том числе линейных, технически сложных, особо опасных и уникальных объектов строительства.

Также планируется уточнить правила расчета индексов (инфляторов) изменения стоимости проектно-изыскательских работ (ПИР).

Согласно Приказу Минстроя России от 2 марта 2017 № 957/пр сформирован и размещен на сайте ФГИС ЦС «Классификатор строительных ресурсов», который продолжает пополняться и расширяться.

Приказом Минстроя России от 22 ноября 2018 г. № 740/пр «О внесении изменений в классификатор строительных ресурсов» были внесены изменения в десять книг:

  • Книгу 1. «Материалы для строительных и дорожных работ»;
  • Книгу 4. «Бетоны, растворы, смеси строительные специальные и асфальтобетонные»;
  • Книгу 5. «Изделия из бетона, цемента и гипса»;
  • Книгу 14. «Материалы лакокрасочные, антикоррозийные, защитные и аналогичные покрытия, клеи»;
  • Книгу 18. «Изделия металлические, металлопрокат, канаты»;
  • Книгу 20. «Материалы монтажные и электроустановочные, изделия и конструкции»;
  • Книгу 24. «Трубы и трубопроводы, фасонные и соединительные части, фитинги из других материалов, кроме бетонных»;
  • Книгу 63. «Оборудование, устройства и аппаратура для систем теплоснабжения»;
  • Книгу 77. «Оборудование для строительства железных дорог»;
  • Книгу 79 «Оборудование атомных станций для объектов атомного строительства».

Как отметил замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волков Дмитрий Анатольевич: «Вся проводимая работа, главная цель которой обеспечить экономически обоснованную сметную стоимость строительства, министерство будет проводить в тесном взаимодействии с профессиональным сообществом».


gerb glav На сегодняшний день ФАУ «Главгосэкспертиза России», подведомственная Минстрою России, приглашает представителей профессионального сообщества принять непосредственное участие в процессе совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования в     области градостроительной деятельности в целях создания максимально эффективной системы ценообразования, выработки консолидированных решений по рассматриваемым вопросам и обеспечения достоверного определения сметной стоимости.


Для сбора предложений в рамках разработки методических документов создан специальный сервис: https://gge.ru/services/priceform/

Автор: Любовь Якушина, начальник сметно-аналитического управления ООО «РусАльянс Строй», г. Москва

Источник: ИСИИККС / Стоимость строительных ресурсов в условиях реформы ценообразования

Поделиться:

Подписка на рассылку