Компетентностный подход в подборе персонала
Компетенции – это способность персонала в целом и отдельных сотрудников принимать корпоративные ценности компании и выполнять требуемый функционал в соответствии со стратегическим и тактическим развитием бизнеса. Списки компетенций строятся на основе описанного функционала (организационной структуры, положений об отделах и должностных инструкций) и отвечают на вопрос «Какие качества необходимо иметь, чтобы выполнить требуемую работу?
Шкалирование компетенций
1. Качественная оценка компетенций
Пример: компетенция «Навыки коммуникации (коммуникативность)»
Не соответствует ожиданиям компании:
не приветствует и / или не принимает критику от коллег / подчинённых;
общается с клиентами (внешними и внутренними) неудовлетворительно;
не информирует коллег (партнёров, клиентов) о событиях, которые могут оказать на них влияние;
с трудом различает позиции и мнения, не стремится искать компромисс и достигать соглашения;
не ищет возможности устанавливать и / или поддерживать контакты на своём сегменте рынка или в своей профессиональной среде.
Соответствует ожиданиям компании:
выслушивает отзывы о своей работе, старается удостовериться, что он был понят сотрудником, уважает чужую точку зрения;
излагает свои мысли чётко и лаконично как в устном, так и в письменном виде;
представляет информацию в нужном виде в нужное время, сам запрашивает необходимые данные;
умеет находить согласие по сложным вопросам;
поддерживает один или два актуальных контакта на своём сегменте рынка или в своей профессиональной среде.
Превосходит ожидания компании:
активно инициирует обратную связь, признаёт важность взглядов окружающих, отвечает на обратную связь в позитивном ключе;
эффективно структурирует и представляет информацию, информация всегда соответствует высоким стандартам качества;
обменивается информацией с коллегами без напоминаний, самостоятельно выбирает подходящий для этого момент;
в случае необходимости готов оспаривать чужую точку зрения, дискутирует для достижения поставленной цели;
развивает и преумножает отраслевые и профессиональные связи, хорошо понимает состояние рынка.
2. Количественная оценка компетенций
2-балльная шкала
удовлетворительно
неудовлетворительно
3-балльная шкала
ниже ожиданий компании
соответствует ожиданиям компании
превышает ожидания компании
5-балльная шкала (выбирается наиболее часто)
А – выдающийся (исключительно высокая оценка)
В – отличный (очень высокая оценка работы)
С – хороший (полное соответствие занимаемой должности)
D – приемлемый (наличие незначительных ошибок в работе)
Е – неприемлемый (негативная оценка)
7-балльная шкала
7 – работа выполняется на высоком профессиональном уровне, значительно превышающем должностные обязанности
6 – работа выполняется на высоком профессиональном уровне в рамках функционала (ДИ)
5 – работа выполняется вполне квалифицированно в необходимом объёме
4 – в основном работа выполняется на среднем, достаточном уровне
3 – работа выполняется, но качество нельзя назвать высоким
2 – работа выполняется не в полном объёме, постоянно требует доработки и исправлений
1 – работа выполняется на неудовлетворительном уровне
10-балльная шкала
1-3 балла – «плохо»
4-7 баллов – «хорошо»
8-10 баллов – «отлично»
Методы разработки компетенций
Анкетирование персонала
Мозговые штурмы ключевых сотрудников
Корпоративные тренинги по созданию и коррекции корпоративной культуры
Специальные методы анализа работ и моделирования компетенций
1. Прогностическое интервью
Применяется при опросе небольшой группы топ-менеджеров, обладающих стратегическим видением и правом принятия важных решений. Интервью направлено на сбор информации о будущих изменениях в деятельности компании, а также на обсуждение существующей и будущей корпоративной культуры компании:
описание фактов, влияющих на развитие компании в течение 3-5 лет;
определение целей, которые будут стоять перед компанией через 3-5 лет;
прогноз изменений в организационной структуре, должностей, ключевых типов работ;
описание требований к сотрудникам в будущем (через 3-5 лет).
2. Интервью по критическим инцидентам – описание специалистами случаев, определяющих успех или неуспех в работе, а также моделей компетенций сотрудников, позволяющих добиться успеха в работе:
общее описание критических (внезапных, форс-мажорных) ситуаций;
описание причин внезапной ситуации;
описание компетенций, на основе которых сотрудник добился успеха в условиях внезапной ситуации.
3. Метод репертуарных решёток выявляет компетенции, на основе которых более эффективные работники отличаются от менее эффективных. Необходимо сравнивать как минимум трёх высокоэффективных сотрудников и трёх менее эффективных сотрудников.
4. Метод прямых атрибутов направлен на ранжирование компетенций, предложенных сотрудникам в списке. Результат: список компетенций с учётом их приоритетов.
5. Структурированные опросники содержат вопросы по содержанию работы, характеру и сложности решаемых задач, а также необходимых знаний и навыков.
6. Анализ документов – положений об отделах, должностных инструкций, регламентов, кодексов и др.
Моделирование компетенций
Разработкой моделей компетенций занимается команда сотрудников из 4-8 человек или команда внешних консультантов.
В результате анализа составляются модели идеальных (желаемых) профилей компетенций.
В результате оценки отдельных работников составляются индивидуальные профили компетенций.
Производится сравнение индивидуальных профилей с идеальными, составляется план обучения сотрудников по развитию недостающих компетенций.