Вы успешно подписались на новостную рассылку!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке в письме, которое было отправлено на указанный Вами e-mail.

Личная эффективность руководителя. Как усилить своё воздействие

Личная эффективность руководителя. Как усилить своё воздействие

​«Вся наша жизнь – это цепь!
А мелочи в ней звенья!
Нельзя звену не придавать значенья!»
Филеас Фогг (за 80 дней вокруг света)

​Наверняка многие из нас сталкивались с парадоксальной ситуацией. Вот я уже проработал в должности полтора года. Я уже полностью погрузился в свою часть бизнес-процесса. В совершенстве освоил свой функционал. Более того, я даже освоил смежные должности. Наверное, уже пора, чтобы меня заметили наверху и либо увеличили мне заработную плату, либо повысили в должности.

Казалось бы, всё логично. Только здесь нужно понимать, что разница в мышлении и восприятии между разными позициями слишком велика. Это фактически пропасть между восприятием реальности работника и ТОП-менеджера. В чёт же смысл этой самой пропасти?

Давайте вспомним о различных теориях мотивации. Можно даже добавить нотку юмора в них.

1. Иерархия потребностей А.Маслоу Купить квартиру, поднять оклад, сделать начальником – пусть самоактуализируется!!!
2. Теория мотивации Алдерфера (ERG-теория) Фрустрация-регрессия Ничего не покупать, чуть-чуть поднять оклад, на сэкономленные деньги нанять 2-3-х «яйцеголовых» маркетологов, пусть растут!
3. Двухфакторная теория мотивации Герцберга: Гигиенические факторы и Мотиваторы Чуть-чуть поднять оклад и наградить «почётной грамотой». Пообещать премию через год, как % от внедрения.
4. Теория приобретённых способностей МакКлеланда Потратить деньги на глубинные исследования психики и юности Сидорова, чтобы решить какие способности у него есть на самом деле. Потом – либо «грамоту», либо «в начальники», либо «группу», либо «уволить».
5. Теория справедливости Адамса: «Отношение награда/усилие своё и референта» Нанять психотерапевта для исследования степени завистливости Сидорова и его коллег. Деньги потратить на пропаганду среди сотрудников собственных понятий о справедливости.
6. Теория Лока: «постановка трудной, но постижимой цели». Быть всегда умнее и образованнее Сидорова, иначе как подобрать для него правильную трудность заданий?!
7. Теория «подкрепления» (модификации поведения) Скинера Оперативное научение: Сидорова перевести на сдельщину и приставить к нему персонального начальника-соглядатая, который будет неукоснительно поощрять или наказывать каждый шаг.
8. Теория «ожиданий» Врума Научиться правильно обещать и не разочаровывать Сидорова (или хотя бы найти «философский камень»).
9. Теория «ожиданий» Портера-Лоулера (попытка синтеза п.5-8) Продать бизнес вместе с Сидоровым и заняться изучением теории – Одна схема чего стоит!!!

 


И ведь что интересно? В своё время я потратил 7 лет на анализ всех этих теорий мотивации. С 1996 по 2003 год я был участником исследовательской группы от Министерства Труда РФ. Мы анализировали формы, методы и способы вовлечения работников и занимались разработкой формулы расчёт Фонда Оплаты Труда. Тогда же мы пришли к очень интересным выводам. Практически ни одна из существующих теорий мотивации не работает в бизнес-процессах. Вот выдерни человека из бизнес-процесса и можно на него «надеть» любую теорию мотивации. Но, как только человек возвращается в рамки бизнес-процесса, то все теории становятся бессильны, за исключением теории мотивации Маслоу (см. Пирамида Маслоу). Зато есть два полюса мотивации:

  • МДР (мотивация достижения результата) – как бы мне добиться результата вопреки всему или невзирая ни на что;
  • МИН (мотивация избегания неудачи) – как бы мне всё сделать так, чтобы мне за это ничего не было.

Приверженцы второго полюса не хотят прилагать особых усилий к достижению каких-либо целей. Стремятся решать задачи попроще, не брать на себя ответственность. Выполнять только то, что заложено в их функционал. «Долой инициативу» - их лозунг во всём.

Сторонники первого полюса стремятся к результаты любой ценой. Они нацелены не просто на самореализацию, но на самую высшую ступень – самоактуализацию. Они стремятся обязательно оставить «след» после себя. «Главное ввязаться» - лозунг сторонников данного полюса.

1260

​И, обратите внимание, что люди стремятся к последовательному удовлетворению потребностей. Большинство наших знакомых «зависает» на третей ступени мотивации Маслоу. Добились определённого признания в коллективе и успокоились. А ТОП-менеджмент – это те люди, которых средний уровень не устраивает. Им подавай вершины! И каждый из них понимает, что к вершине самостоятельно прийти невозможно. Должны быть люди: точка опоры, подушка безопасности, - на которых можно опереться и которые их (ТОП) приведут к желаемым вершинам.

И когда, через полтора годы работы, сотрудник задумывается о том, что его должны заметить, то у ТОП-менеджера от этом совершенно другое представление: «Карасёв классный работник не потому, что он сам такой профессиональный и мотивированный, а именно по тому, что это я его правильно подобрал, правильно поставил и правильно вменил ему функционал! Это он не сам по себе молодец. Это я молодец!!!»

И в большинстве случаев действует именно эта формула. Так как же преодолеть эту пропасть? Как заставить других понять какая вы жемчужина и что стоите вы намного дороже только личного использования руководителя? Давайте разберёмся.

 

Подарите себе признание

Многие люди боятся сформулировать для себя, какими положительными качествами и сильными сторонами они обладают, а уж тем более сказать об этом другим, ведь они боятся прослыть высокомерными и эгоистичными, боятся, что потеряют хорошее отношение со стороны дру­гих людей и к ним не будут относиться как к личности. По этим причинам они предпочитают сохранять взгляды ма­леньких детей.

Пример: Знакомы ли Вам подобные реакции?

Кира Иванова, сотрудница по работе с ВИП-клиентами банка, при­влекла нового крупного клиента. Когда руководитель по­хвалил ее на собрании перед всеми сотрудниками, она, скромно улыбаясь и сверля взглядом находящегося перед ней руко­водителя, возразила: «Я получаю за это заработную плату, в этом нет ничего особенного. К тому же в этот раз мне повезло».

Тем не менее она пригласила свою подругу Марину на тор­жественный ужин, чтобы отпраздновать это событие. «Потрясающий ужин, — удивилась Марина. — Ты заранее за­паслась продуктами?» — «Они у меня давно были, и это не особенно дорого стоило», — ответила Кира.

Однако привычка недооценивать себя когда-нибудь ото­мстит Вам.

Ни один человек не испытывает желания пре­вратиться в «серую мышь» и отказаться от блеска личных успехов. Если Вы со всей полнотой открыто не проявите естественную потребность в признании собственной лич­ности, Ваших способностей и достижений, то все это уйдёт на задний план. В этом случае есть возможность по­пробовать косвенным образом добиться того, что Вашей личности причитается. Вероятно, тогда Вы будете невы­носимы, станете плести интриги, у Вас появится недруже­любное отношение к коллегам. Разве Вы захотите предо­ставлять другим торт со сливками, если сами вынуждены сидеть на диете?

Итак, если Вы хотите добиться признания с помощью конструктивного самоутверждения, то должны сначала на­учиться ценить себя! Только тогда Вы сможете принять и свои слабые стороны: «Я хорош(а), каков(а) я есть!».

Упражнение: Я хороший(ая)!

Составьте перечень сильных сторон Вашей личности — за­будьте о том, что «гречневая каша сама себя не хвалит»! Подумайте о всем позитивном, чего Вы хотите достичь в жизни, о всех трудностях, которые Вы должны преодо­леть. Какие личные качества помогут Вам при этом? Составьте список, с помощью которого Вы сможете помнить о них постоянно.

​Подарите себе признание

Один из самых важных шагов в развитии способности добиваться признания — выработать в себе смелость уважать себя, свои достижения и сильные стороны, желания и потребности, а также чётко формулировать цели.

Данная книга поможет Вам в систематическом улучшении Вашей способности добиваться признания.

Воспринимайте себя серьёзно!

В основе Вашей способности добиваться признания обя­зательно должно лежать самоуважение — в противном случае Вы станете себе помехой и препятствием на пути к успеху.

Самоуважение и чувство собственной ценности проявля­ются в определённых установках, которые положительно влияют на Ваше поведение. Это следующие установки:

  • чувствовать себя с полным правом человеком, который в состоянии отстаивать собственные интересы;
  • доверять самому себе, добиваться своих целей бла­годаря собственным способностям и потенциалам и уметь справляться с трудностями;
  • уметь принимать счастье и успех и наслаждаться ими.

Отсутствие самоуважения создаёт препятствия на пути к успеху. В зависимости от ситуации возникает внутрен­няя позиция «сверхуверенности» или «сверхнеуверен­ности».

Сверхнеуверенность Сверхуверенность
Ведёт к тенденции бегства: Ведёт к тенденции агрессии:
■ оставлять свои позиции ■ доминировать над другими и подавлять их
■ снижать самооценку ■ обижать, оскорблять других
■ становиться нерешительным и робким ■ занижать оценку других
■ ограничивать собственные интересы ■ быть эгоцентричным
■ подчинять свои интересы интересам других ■ быть надменным
■ согласовывать свои интересы с интересами Других ■ преследовать исключи¬тельно собственные интересы


Если Вы занимаете такие позиции, то все Ваши старания не приведут к продолжительному успеху! Итак, давайте посмотрим, каким образом Вы можете укрепить само­уважение и выработать позицию конструктивного само­утверждения.

«Достаточно ли Вы важны»

«Я — самый важный человек для меня!» Что Вы думаете и чувствуете, когда читаете такую фразу? Большинство лю­дей реагируют стыдливо, как будто их уличили в чем-то запретном, ведь эта фраза переворачивает с ног на голову все то, чему нас учили с детства: мы не должны считать самих себя слишком важными. Или все-таки не так?

Вы ещё ребёнком выучили, что не должны ставить свои интересы выше интересов других? Должны воспринимать суждения других (особенно о Вас самих) более серьёзно, чем Ваши собственные? Для Вас это любимые высказыва­ния: что скажет учительница / тётя Лариса, что подумают соседи? Известные изречения отражают уроки, которые мы получили в детстве: «Гречневая каша сама себя не хва­лит!»; «Кто высоко заносится, тому не миновать упасть!»; «Умной спеси не бывает!»; «Я – последняя буква в алфавите!».

«Послания из детства»

Вы сделаете первый шаг в развитии способности доби­ваться признания, если будете серьёзно воспринимать себя и свои потребности. Однако как раз это часто даётся с большим трудом. «Послания из детства» ослабляют эту спо­собность и часто неосознанно действуют на Вас вплоть до того времени, когда Вы станете взрослым. Родители, де­душки и бабушки, учителя и другие люди, имеющие к Вам отношение, передают Вам эти «послания из детства» сло­весно или через определённые способы поведения. Неко­торые из этих «посланий из детства» не дают нам повзрос­леть. Другие предъявляют к нам нереально высокие тре­бования, и тогда нам кажется, что мы не представляем собой никакой ценности, и это происходит до тех пор, пока мы данные требования не выполним.

Примеры «посланий из детства», ослабляющих нас и не позволяющих нам повзрослеть

  • ​Не будь всегда таким(ой) дерзким(ой) и наглым(ой)!
  • Ты не выучишь это никогда в жизни!
  • Не веди себя так.
  • Едят то, что подано на стол.
  • Дети, которые многого хотят, будут за это наказаны.
  • Не возражай мне.
  • Веди себя тихо, если взрослый что-то говорит.
  • Не ставь себя в центр событий/внимания.

Примеры «посланий из детства», ослабляющих нас и выдвигающих чрезмерные требования

  • Индеец не знает боли. / Терпи казак – атаманом станешь
  • Ты же большой(ая), будь разумнее, чем твой брат/сестра.
  • Успокойся и соберись, ты это сделаешь.
  • Ты парень или трусливый заяц?
  • Ты должен(а) быть всегда лучше, чем другие.
  • Нужно всегда помогать другим.


Упражнение: Что до сих пор делает меня слабым

Припомните, как это было, когда Вы ребёнком хотели осу­ществить свои желания и потребности? Какие отрицатель­ные реакции важных для Вас лиц приходят Вам на ум? С каким центральным «посланием из детства» Вы связываете эти реакции? Напишите имя того, кто Вас ругал. Вспомните, как Вы ребёнком реагировали на это внутренне или внешне? Какие из Ваших сегодняшних чувств, мыслей, способов поведения Вы можете связать с этим «посланием из детства»? (no Asgodom (Асгодому))

 
 
 
 


Сорвите маску с ленивого волшебника!

Дети верят во все, что говорят взрослые. Однако, когда Вы становитесь взрослым, то можете разоблачить эти «по­слания из детства» и показать, чем они являются в дей­ствительности — деструктивными правилами и предпи­саниями, которые не учитывают Вашу личность, Ваше своеобразие и Ваши потребности, даже в том случае, если некоторые из них содержат положительное начало.

Примите новое решение для Вашей взрослой жизни: раз­работайте для себя контрпослания и разрешения, которые учитывают Ваши чувства, желания и интересы.

Примеры контрпосланий и разрешений

Я в порядке, даже если я делаю ошибки. Я могу сказать то, что для меня важно. Мне нужно есть только то, что вкусно. Я могу учиться в своем темпе, и буду делать только так. Я в порядке, даже если себя плохо чувствую. Я делаю все, что могу, и хорош таким, каков есть. Я могу сказать «нет». Я в порядке, даже если другие меня не находят приятным и ми­лым.

Упражнение: Мои контрпослания

Рассмотрите «послания из детства», которые ослабляют Вас. Переформулируйте их в позитивное послание или раз­решение. Обратите внимание на то, чтобы Ваше контрпослание не содержало никаких негативных слов, ведь ина­че Ваше подсознание как раз и сконцентрируется на этом аспекте.

(Например, вместо «Я не боюсь» скажите лучше «Я мужествен, надёжен(а), уверен(а)» и т. п.) По этой же причи­не избегайте слов «нет», «не», «никакой», «но».

Отведите время, чтобы найти те формулировки, которые Вас устраивают. Напишите Ваше контрпослание на листке и сохраняйте его. Решительно разорвите бумажку, где написано «послание из детства», которое ослабляет Вас. Режиссёр Вашей жизни Вы сами!

 

Послание Контрпослание
   
   
   

 


Обратитесь к себе!

Если Вы хотите преодолеть внутренние барьеры и до­биться признания, то должны быть уверены в себе, в своих положительных качествах. С одной стороны, эта уверенность влияет на Ваши «излучение», вербальный и физический способы поведения. С другой стороны, тем самым Вы развиваете чувство собственного досто­инства и перестаёте стыдиться того, что считаете Ваши желания и интересы достойными реализации.

Поделится:

Подписка на рассылку