Метод "мозгового штурма" для командного решения творческих и нестандартных задач

Управление персоналом

cover of news

Brainstorming (брейнсторминг, "мозговой штурм", "мозговая атака") — способ решения задач посредством процедуры группового креативного мышления, при котором сначала за короткий промежуток времени придумывается много вариантов решения поставленной задачи (как логичных, так и абсурдных) без каких-либо ограничений, и лишь затем из большого числа идей отбираются наиболее удачные - всего лишь 10-15%, которые могут быть использованы на практике. Метод разработан и описан американским психологом Алексом Ф. Осборном, который обратил внимание на то, что одни люди хорошо "генерируют" новые идеи, но плохо справляются с их анализом, и наоборот: некоторые люди больше склонны к критическому анализу идей, чем к их "генерации". При обычных обсуждениях эти две категории людей, оказавшись вместе, как правило, мешают друг другу. В связи с этим Осборн предложил разделить этапы генерирования идей и их анализа. Одна группа, получив задачу, должна только выдвигать идеи, хотя бы и самые фантастические. Другая группа - только анализировать выдвинутые идеи. Свой метод групповой интеллектуальной работы Осборн назвал "брейнсторминг" или "мозговой штурм".

Суть метода и цель его применения

Сейчас конкуренция вынуждает участников рынка искать что-то новое, в связи с чем методики поиска новых идей прорвались в область бизнеса. Известны два основных способа получения новых идей:

  • способ легкий: идею можно позаимствовать, а попросту "украсть";

  • способ сложный: можно попытаться придумать, но, к сожалению, это получается не всегда. И тут возможно обращение к методикам, которые, конечно, не заменяют мыслительный процесс, но призваны его усиливать.

Методики активизации творческого мышления начали интенсивно развиваться с середины прошлого века, в первую очередь в области военной техники, прежде всего в связи с усиливающимся противостоянием враждующих военных блоков. Исторически первым методом поиска идей, получившим распространение, и явился "мозговой штурм" (он же "мозговая атака", он же брэйнсторминг), созданный Алексом Осборном в 40-е годы 20-го века. Цель - стимулировать группу людей к быстрому генерированию большого количества идей. Вариант "мозгового штурма" хорошо знаком всем нам по телезрителей передаче "Что? Где? Когда?" "Мозговой штурм"(далее МШ) относится к неалгоритмическим методам активизации творческого мышления и как все неалгоритмические методы направлен на резкое увеличение числа вариантов решения.

Проблема, которую хотел решить Алекс Осборн, заключается в следующем: творческая задача предполагает множество вариантов решений. Поиск удачного решения начинается с наиболее привычного, общепринятого направления, действий по аналогии, как все. Это хорошо в обычных, "нетворческих" ситуациях, т.к. избавляет от необходимости лишний раз думать. Сложность творческой ситуации в том, что ее решение часто лежит далеко за пределами обычных представлений. В то же время у каждого человека в голове существуют некие "фильтры" (социальные, профессиональные и т.п.), которые не дают развиваться неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему слишком смелыми, опасаясь критики, насмешек со стороны коллег и начальства. Если же эти "фильтры" убрать, то можно если и не повысить качество идей, то, по крайней мере, увеличить их количество. Основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики. Алгоритм вкратце таков:

1. Отбирается группа из 4-10 человек. Оптимальное количество участников - 5-6 человек.

2. Участникам сообщается проблема, которую предстоит решить. Необходима правильная формулировка задач на входе. Для этого производится пятнадцатиминутное введение в проблему и четкая постановка цели работы группы. Предпочтительнее, чтобы все участники получили их в письменном виде.

3. Собственно штурм, задача которого - получить от так называемых "генераторов идей" как можно больше идей. Здесь вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, а критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любая высказанная мысль поощряется. Модератор, а точнее - фасилитатор (от "facilitate" - упрощать), который знаком с проблемой и формулирует ее для участников на предыдущем этапе, подбадривает и эмоционально заводит участников. Необходимость модератора разделяют далеко не все специалисты. Многие считают, что сформулировать проблему можно перед началом МШ, а потом предоставить команду самой себе. Такой модератор - ни в коем случае не руководитель: на МШ не должно быть никакого намека на руководство. И особенно противопоказано делать модератором представителя заказчика идей. Свободная и раскованная атмосфера важнее всего для успешного брейнсторминга. Необходимое время – 2-3 часа.

Некоторые авторы считают, что МШ будет эффективнее, если члены группы в течение нескольких дней будут оставаться вместе. Именно поэтому многие компании предпочитают не просто собрать сотрудников на брейнсторм, а организовать выездную сессию на пару дней, где участники смогут чередовать семинары, отдых и "мозговые штурмы". Практика показывает, что качество идей, предложенных ими на второй день, бывает выше, чем в первый. По-видимому, для появления некоторых идей требуется определенный период их "созревания".

4. Этап анализа. Когда N-ное количество идей получено, предстоит выбрать самые многообещающие, перспективные идеи, которые можно будет развить. Критика, наконец, разрешена, но не огульная: в каждой идее необходимо попытаться найти конструктивное зерно. Оценивать критически идеи, высказанные в ходе МШ, должна другая группа людей – "эксперты". И это психологически правильно, т.к. обычно недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом. Формируется итоговый список наиболее сильных идей и решений. При экспертизе следует внимательно продумывать все идеи, даже те, которые кажутся явно ошибочными или несерьезными. Опыт показывает, что практически всегда находятся такие идеи, которые раньше никому из участников в голову не приходили.

Некоторые ошибки, регулярно совершаемые при проведении "мозгового штурма":

Ошибка 1: смешение МШ и традиционного рабочего совещания, проведение МШ в стиле "шел шестой час утренней пятиминутки".

Часто процедуру "мозгового штурма" представляют примерно так: собрались менеджеры, посидели пару часов в свободной обстановке, поговорили на заданную тему, посмеялись и выписали на доску 3 идеи.

Ошибка 2: смешение простых и сложных задач, попытка начать МШ сложной задачи, не раздробив её предварительно на более простые подзадачи.

Творческие задачи бывают очень разных уровней сложности (по классификации творческих задач создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера). Условно говоря, задача 1-го уровня сложности- придумать рекламный слоган для небольшого магазинчика. Другое дело – разработать сценарий избирательной кампании депутата Госдумы. Эта задача явно распадается на множество подзадач: "Как найти спонсоров?", "Как организовать работу агитаторов?", "Как пресечь попытки оппонента, поддерживаемого местной администрацией, сфальсифицировать результаты голосования?" и т.п. Если же эту проблему попытаться штурмовать в формулировке "Как победить на выборах", то и получится в результате что-нибудь вроде "устроить государственный переворот". МШ более эффективен при решении простых задач "в один-два хода". Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии очень сильного дробления на подзадачи. Вместе с тем, понятно, что в таком случае затраты времени на проведение штурма значительно возрастают.

Ошибка 3: отсутствие разогрева штурмующих, "подводки" к МШ.

Для начала штурма недостаточно бодрого возгласа ведущего "Ну, давайте штурмовать, смелее выдавайте Ваши неожиданные идеи!". Чтобы обсуждение "завелось", необходима соответствующая обстановка, разминка, разогрев, "психологическое выравнивание" участников. Для этого в начале вбрасывается некая нейтральная, простая тема (не относящаяся к основной).

Ошибка 4: "давайте дадим всем высказаться".

В ряде источников говорится о том, что перед штурмом необходимо выработать строгий регламент и придерживаться его в течение всей процедуры. То есть участники должны высказываться по очереди, по кругу, передавая слово друг другу, процессом должен руководить ведущий, вызывая участников по именам. Но МШ проводится не в целях получения мнения каждого из участников (это как раз совещание), задача штурма – как можно больше необычных, оригинальных идей. Как правило, признак того, что МШ "зажёгся" - люди начинают выкрикивать идеи, часто перебивая друг друга. Призыв здесь выступать согласно регламенту или должностям - погубит МШ на корню.

Ошибка 5: попытка вести протокол МШ "на бумажке" или на доске.

Наивно думать, что выкрики штурмующих кто-то успеет записать – ассистент или сам ведущий, который при этом еще и комментирует каждую идею. Попробуйте вести протокол, когда десять человек начинают одновременно кричать. Это практически невозможно! Поэтому запись "от руки" исключена, здесь поможет только диктофон, либо видеосъемка всей процедуры.

Ошибка 6: отсутствие "запасных ходов" ведущего и его ассистентов.

У ведущего должны быть свои приемы "зажечь" МШ вновь, если он начинает тухнуть или идеи штурмующих ходят по кругу. Как правило, для этого ведущим или его ассистентами вбрасывается некая провоцирующая, боковая идея или используются т.н. "провокаторы" (это кто-то из участников штурма). Возможны иные варианты запасных ходов. Важно, чтобы они были.

Ошибка 7: забыть "выключить" обсуждение - в том числе и удачное.

"Мозговой штурм" нужно уметь закрыть. Некоторые люди, которые участвуют в МШ впервые, испытывают острый эффект по принципу: "Штирлиц подумал. И это ему понравилось...". Иногда человек не может сам остановиться, даже после формального окончания, поэтому необходимо его грамотно вывести их из состояния "творческого экстаза" и тем самым "выключить" из штурма.

Ошибка 8: неряшливый, несистемный анализ.

Очень важно уметь анализировать и дожимать идеи на стадии анализа, после состоявшегося МШ. При этом очень важно еще и оценить осуществимость каждой идеи.

Ошибка 9: неэффективность обучения МШ по существующим литературным источникам.

Подобно тому, как нельзя обучить игре на рояле по телевизору, лучше всего обучать МШ вживую, а не по литературным источникам. К сожалению, в литературе отсутствует полноценное методическое описание технологии "мозгового штурма", которое позволяло бы обычному человеку по литературному источнику провести МШ для решения нестандартных, творческих задач.

Кому и когда это нужно

Методом "мозгового штурма" можно рассматривать любую проблему. Этот метод можно использовать на любой стадии решения творческих и нестандартных задач, в том числе и вначале, когда сама проблема еще окончательно не определена.