Вы успешно подписались на новостную рассылку!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке в письме, которое было отправлено на указанный Вами e-mail.

Особенности постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан, работающих вахтовым методом. В каких случаях в компании ведется журнал учета иностранных работников?

Особенности постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан, работающих вахтовым методом. В каких случаях в компании ведется журнал учета иностранных работников?

Как это ни странно звучит, федеральным законодательством для некоторых иностранных граждан, работающих в России вахтовым методом, установлены особенности при их постановке на учет по месту пребывания. Кроме того, работодатель, в случае, если он ставит работников-иностранцев на учет по месту пребывания, обязан дополнительно выполнять ряд действий, в том числе направленных на ведение определенных форм документов.

Попробуем разобраться. Итак:

Согласно общему принципу иностранцы подлежат постановке на учет в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (напоминаю, не с даты въезда в Россию, а с даты фактического заселения в помещение, где иностранный гражданин проживает, либо с даты оформления трудовых отношений или прибытия к месту работы по возращении, например, из отпуска или командировки).

1. Однако, Федеральным законом от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» установлены и исключения из указанного правила. В частности, оно не распространяется на постоянно проживающих в России иностранных граждан (то есть имеющих вид на жительство в Российской Федерации), которые осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом [1].

В этом случае уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной … в течение 1-го рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания [2].

При условии, что

  • организация – работодатель осуществляет миграционный учет своих работников по месту пребывания;
  • работник, получивший вид на жительство, не имеет регистрации по месту жительства либо зарегистрирован по м/ж по адресу, находящемуся на таком удалении от места работы, что оказывается лишен возможности ежедневно добираться от места регистрации до работы и обратно. Ведь если работник зарегистрирован в транспортной доступности от места работы, смысл его постановки на учет по адресу работодателя теряется.

При этом, в случае, если иностранный гражданин прибыл в место пребывания (то есть по месту нахождения организации – работодателя, что происходит по факту заключения договора либо возвращения работника из отпуска или командировки) в нерабочий день принимающая сторона … обязана уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями) [3]

Такое положение вещей распространяется только на иностранных граждан – работников компании, получивших в России вид на жительство, и работающих вахтовым методом.

2. Федеральный закон обязывает принимающую сторону (опять же в случае, если работодатель занимается постановкой своих работников-иностранцев на учет по месту пребывания) фиксировать сведения об иностранных гражданах в своих учетных документах. Вот тут уже речь идет о всех иностранных работниках компании вне зависимости от их правового статуса в России. Что это означает?

Фиксация сведений об иностранных гражданах, … осуществляющих свою трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом, осуществляется администрацией соответствующих организации или учреждения по прибытии и убытии данных иностранных граждан. Указанная фиксация осуществляется для последующего уведомления в установленном порядке соответствующего органа миграционного учета о прибытии и об убытии данных иностранных граждан [4].

Кроме того, такая фиксация осуществляется до обращения в орган миграционного учета с уведомлением о прибытии или об убытии иностранных граждан [5].

Какие же сведения подлежат фиксации в учетных документах компании?

Перечень сведений об иностранном гражданине приведен в статье 9 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». К числу таких сведений, имеющихся в распоряжении работодателя, относятся:

  • вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранца;
  • вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (миграционная карта, виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство);
  • фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);
  • дата и место рождения;
  • пол;
  • гражданство (подданство);
  • цель въезда в Российскую Федерацию;
  • профессия;
  • заявленные сроки пребывания (проживания) в России.

С учетом того, что требования к учетным документам, в которые заносятся названные сведения, законодательно не утверждены, компания вправе разработать их самостоятельно. Вот тут-то на сцене и появляется «Журнал учета иностранных работников» (название может варьироваться), разлинованный согласно указанному выше количеству позиций, необходимых к заполнению.

Резюмируем:

  • В случае если работа в компании работают иностранцы с видом на жительство, а их работа осуществляется вахтовым методом, что отражается в трудовом договоре, - они подлежат постановке на учет в течение суток. Иностранцы, получившие разрешение на временное проживание либо не имеющие ни вида на жительство, ни РВП, подлежат постановке на учет в обычном порядке – в течение 7-ми рабочих дней.
  • В отношении всех без исключения иностранных работников компании, работающих вахтовым методом, ведется соответствующий журнал. Сведения об иностранцах в него заносятся до обращения в органы власти за постановкой их на учет по месту пребывания.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей (а все перечисленное выше относится именно к обязанностям принимающей стороны) в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей [6].

[1] Подпункт «в» пункта 1 части 2 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

[2] Пункт части 3 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

[3] Часть 3.1 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

[4] Часть 9 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

[5] Пункт 43 Правил осуществления миграционного учета, утв. Постановлением Правительства России от 15.01.2007г.

[6] Часть 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Поделится:

Подписка на рассылку