Применение ключевых показателей эффективности для стимулирования персонала

Управление персоналом

cover of news

Что такое ключевые показатели эффективности

Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators – КPI) – система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и операционных целей.

Ключевые показатели эффективности (КПЭ) применяют как для оценки работы всей организации, ее отдельных подразделений так и конкретных сотрудников. С помощью системы КПЭ контролируют и оценивают эффективность выполняемых сотрудниками поставленных перед ними задач.

Таким образом, разработав систему оплаты труда на основе КПЭ, организация получает сильный инструмент материального стимулирования сотрудников, который позволяет четко поставить перед сотрудником цели его деятельности и привязать результаты его работы к его заработной плате.

Виды КПЭ

Выделяют следующие виды ключевых показателей:

  • КПЭ результата: сколько и какой результат произвел сотрудник, подразделение;

  • КПЭ затрат: сколько ресурсов было затрачено на получение готовой продукции, услуг;

  • КПЭ функционирования: показатели выполнения бизнес-процессов (позволяет оценить соответствие процесса требуемому алгоритму его выполнения);

  • КПЭ производительности: производные показатели, характеризующие соотношение между полученным результатом и временем, затраченным на его получение;

  • КПЭ эффективности: производные показатели, характеризующие соотношение полученного результата к затратам ресурсов.

Каждая организация самостоятельно выбирает, какой тип КПЭ будет использован при оценке деятельности организации, подразделения и конкретных сотрудников.

Примеры КПЭ и система их расчета

I. Коммерческие показатели

1.1. KПЭ: выручка

Формула расчета: V

факт

/V

план

Описание формулы: отношение фактической выручки (V

факт

) к плановой выручке (V

план

)

1.2. KПЭ: прибыль

Формула расчета: P

факт

план

Описание формулы: отношение факта прибыли (Р

факт

) к плану прибыли (Р

план

)

1.3. KПЭ: дебиторская задолженность

Формула расчета: D

факт

/D

план

Описание формулы: отношение факта дебиторской задолженности (D

факт

) к плану дебиторской задолженности (D

план

)

1.4. KПЭ: доход от новых потребителей

Формула расчета: S

факт

/S

план

Описание формулы: отношение дохода от новых потребителей (S

факт

) к общему доходу (S

план

)

1.5. KПЭ: отклонение фактического роста продаж от планового, %.

Формула расчета: ((V

пр.факт.

/V

пр.план.

) х 100%) – 100%

Описание формулы: отношение фактического объема продаж (V

пр.факт

) к плановому значению объема продаж (V

пр.план.

) в процентах минус 100 процентов

1.6. KПЭ: отклонение средней цены от плановой, %.

Формула расчета: ((М

ср.

план.

) х 100%) – 100%

Описание формулы: отношение средняя фактическая цена марки (М

ср.

) к запланированной цене марки (М

план

) в процентах минус 100 процентов

II. Некоммерческие показатели

2.1. KПЭ: своевременность подачи отчетов

Формула расчета: C

факт

план

Описание формулы: отношение фактического срока подачи отчета (С

факт

) к плановому сроку подачи отчета (С

план

)

2.2. KПЭ: выполнение плана посещения клиентов

Формула расчета: К

факт

план

Описание формулы: отношение факта посещения клиентов (К

факт

) к плану посещения клиентов (К

план

)

2.3. KПЭ: количество новых привлеченных клиентов

Формула расчета: Y

факт

/Y

план

Описание формулы: отношение фактического количества привлеченных клиентов (Y

факт

) к плановому количеству привлеченных клиентов (Y

план

)

Плюсы и минусы системы КПЭ

К плюсам системы ключевых показателей эффективности относят следующие факты:

  • размер переменной части оплаты труда сотрудника напрямую зависит от выполнения его персональных КПЭ;

  • за каждым закреплена ответственность за определенный участок работы;

  • сотрудник видит свой вклад в достижении общей цели организации.

К минусам системы КПЭ относят следующие факты:

  • из-за слишком большого количества КПЭ (более 5) в общей сумме переменной части доля каждого из них мала;

  • слишком большой вес одного из показателей ведет к перекосам в работе;

  • реально недостижимые КПЭ демотивируют сотрудников.