Учет иностранных граждан в гостиницах и организациях, оказывающих гостиничные услуги
Особенности миграционного учета иностранных граждан в гостиницах и организациях, оказывающих гостиничные услуги (актуально для санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, детских оздоровительных лагерей, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, организаций социального обслуживания)
Миграционный учет иностранных граждан регулируется Федеральным законом от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон, Закон о миграционном учете).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 2 статьи 22 Закона обязанность по уведомлению органа власти в сфере миграции о прибытии иностранного гражданина (далее по тексту под иностранными гражданами понимаются также лица без гражданства) ложится на принимающую сторону.
Применительно к описываемой ситуации принимающей стороной является юридическое лицо, предоставившее в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое помещение.
Уведомление о прибытии по общему правилу представляется принимающей стороной в течение 7-ми рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания.
При этом постановка на учет по месту пребывания иностранных граждан осуществляется по адресу гостиницы, в которой они фактически проживают [1].
Однако, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 20 Закона, в случае, если иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания.
Это правило распространяется на всех иностранных граждан, как временно пребывающих и временно проживающих (то есть получивших разрешение на временное проживание) [2], так и постоянно проживающих (то есть получивших вид на жительство в Российской Федерации) [3].
При этом согласно подпункта «а» пункта 2 части 2 статьи 22 Закона уведомление о прибытии может быть представлено в орган миграционного учета непосредственно (то есть «ногами») либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) либо направлено в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи [4].
Казалось бы Закон излагает всю процедуру предельно понятно. Однако:
I. Порядок выполнения действий администрацией гостиницы при постановке на учет иностранного гражданина.
1. Проверка документов иностранного гражданина при заселении в гостиницу.
По прибытии иностранного гражданина (его заселении) в гостиницу он, согласно подпункту «а» пункта 1 части 2 статьи 22 Закона, обязан предъявить паспорт и миграционную карту (у иностранцев-визовиков виза, как правило, вклеивается в паспорт [10]).
В силу части 2 статьи 25.10 Закона № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" физические и юридические лица, содействующие иностранному лицу в незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, далее необходимо установить, что гость находится на территории Российской Федерации, соблюдая установленный для иностранных граждан порядок пребывания.
В противном случае, если в ходе проведения проверки органами миграционного контроля будет установлено, что иностранец на момент заселения находился в России с нарушением установленного порядка, оказание ему гостиничных услуг может повлечь административную ответственность гостиницы по части 3 статьи 18.9 КоАП РФ.
1.1. Документами, подтверждающими право на законное нахождение иностранцев в России являются следующие документы, действительные на момент заселения гостя и в период его нахождения в гостинице:
√ Паспорт/удостоверение беженца/свидетельство о предоставлении временного убежища [11]. В случае представления гостем удостоверения беженца/свидетельства о предоставлении временного убежища заселение его возможно на весь период действия документа, вне зависимости от того региона, где документ был оформлен;
√ Разрешение на временное проживание (при наличии). В случае если разрешение на временное проживание выдано в виде отдельного документа, его владелец является лицом без гражданства и указанный документ признается удостоверяющим его личность [12]. Заселение возможно на весь период действия разрешения на временное проживание, вне зависимости от того региона, где документ был оформлен;
√ Вид на жительство (при наличии). В случае если вид на жительство выдан в виде отдельного документа, его владелец является лицом без гражданства и указанный документ признается удостоверяющим его личность [13]. Лицам, получившим вид на жительство виза не требуется [14]. Заселение возможно на весь период действия вида на жительство, вне зависимости от того региона, где документ был оформлен;
√ Миграционная карта (не выдается гражданам Республики Беларусь и иностранцам, получившим разрешение на временное проживание или вид на жительство);
√ Виза (в соответствии с некоторыми межправительственными соглашениями виза не требуется гражданам Германии, Италии, Македонии, Турции, получившим разрешение на временное проживание в Российской Федерации [15]).
В отношении визовых иностранцев необходимо исходить из положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, согласно которым срок пребывания визового иностранца определяется сроком действия его визы.
Таким образом, иностранцы-визовики законно находятся в России в течение срока действия их визы. Заселение возможно на весь период действия визы.
Группа риска – это иностранные граждане, въехавшие в Россию по многократным деловым и гуманитарным визам (выданным на 1 год), которые действуют 90 дней из каждых 180. Таким образом, нахождение в нашей стране таких иностранцев свыше установленного срока (особенно при многократном въезде и выезде) является незаконным и заселение таких лиц в гостиницу чревато привлечением к административной ответственности. Следовательно, при заселении в гостиницу иностранцев, въехавших в Россию по многократным деловым и гуманитарным визам следует производить лишь после проверки периодов их нахождения в России, руководствуясь алгоритмом:
Для первого полугодия: дата начала действия визы + 180 дней – t (где t - общее количество дней пребывания в России, которые рассчитываются по отметкам о въезде и выезде в паспорте иностранца). Если иностранный гражданин в течение первых 180 дней превысил установленный срок пребывания в 90 дней, находиться в России он права не имеет.
√ Патент и документы, подтверждающие оплату фиксированного авансового платежа по оплате налога на доходы физических лиц. Заселение возможно на весь период действия патента, независимо от региона, где он был выдан.
Патент необходим к истребованию у граждан Азербайджана, Молдовы, Украины, Узбекистана, Таджикистана, неграждан Латвии и неграждан Эстонии (апатридов) если:
- они находятся в России свыше 90 дней на момент заселения в гостиницу либо в случае, если срок их проживания в гостинице превысит период времени в 90 дней с даты их въезда в Россию
- они не имеют свидетельства о предоставлении временного убежища, удостоверения беженца, разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации.
Поскольку действующее законодательство связывает выдачу патента с фактическим получением его иностранцем на руки [16], а узнать эту дату можно только со слов самого иностранца (сервисы, размещенные на официальном сайте ГУВМ МВД России позволяют получить информацию лишь о выдаче документа как такового, но не о его действительности в конкретный момент времени), руководствоваться приходится одним из двух алгоритмов. Расчет ведется исходя из даты, указанной в патенте как дата выдачи и даты оплаты фиксированного платежа в первой из оплаченных за патент квитанций.
Так как, исходя из положений пункта 6 статьи 13.3 Закона мигрант не может получить патент на руки без предъявления первой оплаченной квитанции, за точку отсчета при расчете срока действия патента берется дата, наиболее близкая к настоящему (сегодняшнему) дню.
Если первой по хронологии идёт дата, указанная в патенте, а квитанция оплачена позже, срок действия патента (и соответственно порядок оплаты последующих квитанций после самой первой оплаченной) рассчитывается исходя из алгоритма – дата, указанная в квитанции плюс тот период, за который произведена уплата налога согласно сведениям в платежном документе. Например, дата в патенте указана как 13.06.2018г., а дата в квитанции – 18.06.2018г. Значит, раньше чем 18.06.2018г. мигрант не мог получить патент на руки (см. выше). Именно с18.06.2018г. и следует рассчитывать срок действия патента, прибавляя тот период времени (в месяцах) за которых произведена оплата. Если оплата произведена из расчета за 1 месяц, срок действия патента составит до 18.07.2018г. включительно.
Каждый следующий платеж должен быть осуществлен в соответствии с частью 4 статьи 227.1 НК РФ не позже чем за день до окончания срока действия патента, то есть по принципу – плюс месяц минус день. В описываемом случае каждая последующая уплата налога должна осуществляться не позднее чем 17-го числа каждого следующего месяца.
Если первой по хронологии датой идет дата, указанная в квитанции, то за точку отсчета принимается дата, указанная в патенте как дата выдачи. Алгоритм при этом сохраняется. То есть, если самая первая квитанция оплачена 13.06.2018г., а дата выдачи, указанная в патенте – 18.06.2018г., исходим из того, что мигрант не мог, произведя авансом уплату налога, получить патент ранее даты его изготовления. Следовательно, если налог уплачен из расчета за 1 месяц, срок действия патента будет составлять до 18.07.2018г.
Оплата второй и последующих квитанций с нарушением принципа, установленного Налоговым Кодексом, влечет признание патента недействительным (так как при нарушении порядка оплата срок действия патента считается истекшим) и нахождение мигранта с таким патентом в России невозможно.
Заселение такого иностранца в гостиницу повлечет за собой административную ответственность по части 3 статьи 18.9 КоАП РФ.
√ Особенности заселения граждан Армении, Казахстана, Кыргызской Республики.
Заселение возможно на срок не превышающий 90 дней с даты въезда, указанной в миграционной карте. Исключение из правила – предоставление гостем документов, подтверждающих возможность пребывания сверх установленного срока. Такими документами в соответствии с пунктом 5 статьи 97 Договора о Евразийском Экономическом Союзе признаются актуальный трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ/оказание услуг.
√ Особенности заселения граждан Республики Беларусь.
Ввиду отсутствия у граждан Республики Беларусь миграционной карты, заселение возможно на срок не превышающий 90 дней с даты въезда, указанной со слов гостя. Исключение из правила – предоставление гостем документов, подтверждающих возможность пребывания сверх установленного срока. Такими документами в соответствии с пунктом 5 статьи 97 Договора о Евразийском Экономическом Союзе признаются актуальный трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ/оказание услуг.
2. Определить срок пребывания иностранного гражданина в гостинице.
При решении о сроках заселения гостя помимо его желания учитываются положения пункта 32 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства от 15.01.2007г. № 9 (далее – Правила осуществления миграционного учета), согласно которым постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина (не имеющего разрешения на временное проживание или вида на жительство) осуществляется на срок, заявленный принимающей стороной, но не более чем на срок, установленный Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее – Закон о правовом положении иностранных граждан).
Постановка на учет постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина (получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство) осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии в место пребывания, но не более чем на срок действия вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Для решения вопроса о сроках заселения гостя и определяется в том числе его статус в Российской Федерации в части законности нахождения на ее территории.
Максимально возможный срок пребывания иностранного гражданина в гостинице следует рассчитывать из указанных выше требований к сроку действия документов, подтверждающих законность его нахождения в России (см. выше).
3. В случае установления факта законности нахождения иностранного гражданина на территории России администрацией гостиницы принимается решение о заселении гостя.
При этом в соответствии с частью 9 статьи 22 Закона администрация гостиницы должна осуществить фиксацию сведений о госте как иностранном гражданине в своих учетных документах [17]. Таким учетным документом является, как правило, Журнал регистрации иностранных граждан в гостинице (по форме 2-Г, утв. Приказом Минфина от 13 декабря 1993 г. № 121).
Неисполнение указанной обязанности влечет административную ответственность по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
4. Заполнение бланка уведомления о прибытии. Бланк уведомления о прибытии заполняется администрацией гостиницы (как принимающей стороной). Согласно пункту 27 Правил осуществления миграционного учета бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении бланка не допускаются исправления, использование аббревиатур и сокращения слов.
Неисполнение указанных требований может повлечь административную ответственность по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
На оборотной стороне отрывной части бланка уведомления проставляется отметка о приеме уведомления о прибытии по форме, утвержденной Приказом Минспорттуризма РФ от 02.04.2009г. № 144. При этом отметка должна содержать сведения о полном наименовании гостиницы, юридическом и фактическом адресах, Ф.И.О. и должность ответственного лица, проставившего отметку, а также его подпись и дату.
Проставление каких-либо иных отметок в отрывной части бланка уведомления, передаваемой гостю, законодательно не предусмотрено.
Отрывная часть бланка уведомления с проставленной отметкой передается иностранному гражданину [18].
Таким образом, на руках у иностранца после заселения в гостиницу должно оказаться то, что в народе называют «регистрация».
5. Порядок представления сведений об иностранном гражданине – постояльце в органы миграционного учета.
Как уже писалось выше, Закон не обязывает гостиницы представлять уведомления именно в орган миграционного учета, то есть территориальное подразделение МВД России по вопросам миграции на районном уровне. Допускается представление его через МФЦ или направление почтовым отправлением. Кроме того, возможно представление уведомления посредством входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации [19].
Вместе с тем, на практике используются два способа представления уведомления – непосредственно в орган миграционного учета (через представителя по доверенности) и путем электронного документооборота (например, через интернет-сервис Контур.ФМС).
При этом в случае, если уведомление о прибытии подается непосредственно – оно заполняется в 2-х экземплярах (один из которых хранится у администрации гостиницы в течение 1 года). Законодательно не установлено, какой именно экземпляр остается на хранение – тот, отрывная часть от которого была передана иностранному гостю или другой, заполненный полностью.
Вместе с тем, можно обоснованно предположить, что в органы миграционного учета передается целый экземпляр (в котором печать «гостиницы» проставляется на оборотной стороне уведомления в графе «печать организации (при наличии)», а на хранение передается экземпляр, отрывная часть от которого (с отметкой гостиницы, проставленной в графе «Отметка о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания») была передана гостю. При этом орган миграционного учета со своей стороны в отрывной части бланка уведомления проставляет отметку о приеме уведомления по форме, утв. Приложением N 5 к Административному регламенту, утв. Приказом МВД России от 23.11.2017 № 881 (далее – Административный регламент) и возвращает отрывную часть бланка представителю гостиницы согласно пункту 103 Административного регламента. В дальнейшем отрывная часть бланка уведомления о прибытии с отметкой органа миграционного учета потребуется для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания. Об этом смотри ниже.
В случае, если уведомление о прибытии направляется в орган власти в сфере миграции с использованием интернет-сервисов, бланк заполняется в одном экземпляре, отрывная часть которого передается иностранному гражданину. Верхняя часть бланка также подлежит хранению у администрации гостиницы в течение 1 года.
Вместе с уведомлением о прибытии в орган миграционного учета согласно пункту 28 Правил осуществления миграционного учета представляются копия паспорта иностранного гражданина и его миграционную карту (представление миграционной карты не требуется в отношении граждан Республики Беларусь и иностранцев, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство).
6. Сроки представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Закон не содержит определения понятия «рабочий день». Равно как не содержат этого определения Налоговый Кодекс [5] и Гражданский Кодекс [6]. Как ни странно отсылка к трудовому законодательству тоже не расставит точки над «i» в данном вопросе.
Дело в том, что в соответствии с частью 2 статьи 111 ТК РФ общим выходным днем является воскресенье, а вот, что касается второго выходного дня – то он предоставляется при пятидневной рабочей неделе, но вовсе необязательно это будет суббота. Так что, считая за рабочие дни рабочую неделю с понедельника по пятницу, мы скорее действуем по привычке, руководствуясь сложившимися стереотипами.
Единственное, что можно безусловно принять - нерабочие праздничные дни, которые устанавливаются статьей 112 ТК РФ. Правом их переноса наделено Правительство [7]. Также согласно части 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" органы государственной власти в субъектах РФ вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
Так что гарантированно нерабочими днями можно признать лишь воскресенье и нерабочие праздничные дни.
В свете вышеизложенного можно обоснованно предположить, что руководствоваться в данной ситуации следует нормативными правовыми актами органа власти в сфере миграции, а именно Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан, утв. Приказом МВД России от 23.11.2017 № 881 (далее по тексту – Административный регламент), который в том числе определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на районном уровне) [8].
Из содержания пунктов 4 и 18 Административного регламента следует, что выходными днями признаются суббота и воскресенье. Административный регламент выделяет собственно рабочие дни и дни, в которые ведется прием заявителей. Прием заявителей осуществляется, помимо рабочих дней, каждую 1-ю и 3-ю субботу месяца (за исключением праздничных дней), понедельник после каждой такой субботы является не приемным днем (однако, остается при этом рабочим днем).
Вместе с тем, пунктом 20 Административного регламента установлено, что допускается изменение часов приема граждан начальником территориального органа МВД России на региональном или районном уровне. Таким образом, логичным и целесообразным (но не основанном на букве Закона) представляется руководствоваться графиком приема юридических лиц, установленным отдельно в каждом органе миграционного учета [9].
Изложенное выше корреспондирует норме пункта 1 статьи 194 ГК РФ, согласно которой, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Однако, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Получается, что, будучи вправе представлять уведомления о прибытии как собственно в орган миграционного учета, так и через МФЦ или почтовое отделение связи, принимающая сторона вынуждена руководствоваться режимом рабочего времени организации, через которую она подает уведомление.
II. Уведомление об убытии иностранного гостя из гостиницы.
По выезде иностранного гражданина сведения об этом также вносятся в учетные документы организации (Журнал регистрации иностранных граждан в гостинице), после чего администрация гостиницы обязана уведомить об этом орган власти в сфере миграции не позднее 12-ти часов дня, следующего за днем выезда гостя. Причем речь и в Законе и в Правилах осуществления миграционного учета и в Административном регламенте идет не о рабочих днях, а о днях календарных. Таким образом, остается открытым вопрос о подаче указанной информации в выходные и праздничные дни, поскольку перенос представления документов на первый рабочий день за нерабочим либо праздничным днем допускается лишь при уведомлении о прибытии гостя в гостиницу.
Уведомление производится путем передачи отрывной части уведомления об убытии [20] в орган миграционного учета. При этом законодательство не предполагает передачи иностранным гражданином отрывной части бланка уведомления принимающей стороне при его убытии из гостиницы или иного места пребывания. Такое положений вещей ставит вопрос о необходимости оформления второго экземпляра отрывной части бланка уведомления для последующей передачи в органы миграционного учета (см. выше).Допускается передача сведений об убытии иностранных граждан из гостиницы путем использования интернет-сервисов (в таком случае предоставление отрывной части бланка уведомления не требуется).
О возможности представления сведений об убытии иностранных граждан из гостиниц через МФЦ или почтовым отправлением законодательство умалчивает.
Алгоритм действий при заселении иностранных постояльцев в гостиницах можно представить следующим образом:
⓪ Разработать должностную инструкцию и ознакомить с ней дежурных администраторов гостиницы;
❶ Иметь на ресепшн образцы заполнения уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания (для визовых и безвизовых стран применительно к правовому статусу различных категорий иностранных граждан);
❷ При заезде иностранного гостя истребовать документы, подтверждающие законность его нахождения на территории Российской Федерации применительно к правовому статусу гостя;
❸ Снять копию паспорта и миграционной карты (визы при наличии), а также документов, подтверждающих законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации;
❹ Проверить правильность заполнения уведомления и верность сообщенных сведений;
❺ Проставить в отрывной части бланка отметку установленной формы (утв. Приказом Минспорттуризма от 02.04.2009г. № 144), печать организации, подпись ответственного должностного лица;
❻ Передать отрывную часть бланка уведомления о прибытии постояльцу (уведомление поместить в картотеку);
❼ Внести запись в Журнал регистрации иностранных граждан в гостинице (по форме 2-Г, утв. Приказом Минфина от 13 декабря 1993 г. № 121);
❽ Направить уведомление (сведения о постояльце) в орган власти в сфере миграции одним из установленных законом способов с соблюдением установленного законом срока;
❾ Документы (или их заверенные копии), подтверждающие направление уведомления (сведений), приобщить к помещенному в картотеку уведомлению
Некоторые нюансы миграционного учета иностранных граждан в гостиницах:
√ Администрация гостиниц не вправе самостоятельно продлевать срок пребывания гостя («регистрацию»), на который он был заселен.
Решение о продлении срока пребывания согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» принимает орган власти в сфере миграции. Таким образом, в случае, если гость намерен находиться в гостинице более срока, заявленного при заселении, администрация гостиницы обязана обратиться в орган миграционного учета в порядке, установленном пунктом 42 Правил осуществления миграционного учета, представив новое заполненное уведомление о прибытии с указанием в нем нового срока пребывания, ходатайства о продлении срока пребывания и копий документов, подтверждающих возможность такого продления. Это необходимо даже в том случае, если гость был заселен на неделю, а срок его законного нахождения в России при заселении был определен в год или более.
√ В случае, если в гостинице в качестве обслуживающего персонала работают иностранные граждане и гостиница предоставляет им жилой фонд для проживания, постановка на учет осуществляется не по принципу «гостиница» = «работодатель» → 7 рабочих дней с даты заселения. В данном случае, поскольку организация, предоставляющая помещения для проживания является гостиницей или оказывает гостиничные услуги, руководствоваться необходимо сроками постановки на учет по месту пребывания и снятия с такого учета иностранных граждан, установленными именно для гостиниц, то есть 1 рабочий день со дня заселения при уведомлении о прибытии и 12 часов дня, следующего за днем выселения, при убытии иностранца из гостиницы.
Дополнительно по теме смотри судебную практику:
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 01.04.2016 № Ф10-439/2016 по делу № А83-1943/2015;
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 № 15АП-4335/2016 по делу № А32-10879/2015;
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 № 21АП-104/2016 по делу № А83-4831/2015;
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 № 21АП-1998/2015 по делу № А83-1958/2015;
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.12.2015 № Ф03-5469/2015 по делу № А16-536/2015;
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 № 07АП-9538/2015 по делу № А03-12039/2015;
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.10.2015 № Ф06-446/2015 по делу № А12-5214/2015;
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу № А05-10858/2013.
[1] Пункт 2 части 1 статьи 21 Закона
[2] Подпункт «а» пункта 2 части 2 статьи 20 Закона
[3] Подпункт «б» пункта 1 части 2 статьи 20 Закона
Порядок постановки иностранных граждан на миграционный учет регулируется статьей 22 Закона.
[4] Часть 10 статьи 20 Закона
[5] В соответствии с положениями пунктом 6 и 7 статьи 6.1 НК РФ рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Руководствоваться НК РФ в данном случае нельзя поскольку он регулирует законодательство о налогах и сборах, а не миграционный учет иностранных граждан.
[6] Порядок исчисления сроков установлен Главой 11 ГК РФ
[7] Постановление Правительства РФ от 14.10.2017 № 1250 "О переносе выходных дней в 2018 году"
[8] Пункт 1 Административного регламента
[9] См., например, Решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 мая 2015 года по Делу № А33-26710/2014 (описана ситуация, когда гостиница выиграла дело в суде, доказав, что в субботу орган миграционного учета не вел прием юридических лиц, осуществлялся только прием физических лиц, поэтому физически у гостиницы не было возможности представить уведомление о прибытии в отношении иностранца, заселившегося в пятницу).
[10] согласно абзацу 9 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. В отношении иностранцев, прибывших в Россию на основании визы, документом, подтверждающим законность пребывания в России согласно статьи 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
[11] В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 19.02.1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пунктом 9 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства от 09.04.2001г. № 274 удостоверение беженца и свидетельство о предоставлении временного убежища признаются документами, удостоверяющими личность их владельца.
[12] Абзац 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
[13] Абзац 8 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
[14] Статья 24 Федерального закона от 15.08.1996г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
[15] Пункт 2 статьи 15 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об облегчении взаимных поездок граждан, пункт 2 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и ПравительствомИтальянкой Республики об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и гражданам Итальянской Республики, статья 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Республики Македонии, статья 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и Турецкой Республики
[16] В тексте Закона об этом напрямую не говорится, но это следует из совокупности положений пунктов 5 и 6 статьи 13.3 Закона, пунктов 92 и 93 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 20.10.2017г. № 800, пункта 4 статьи 227.1 Налогового Кодекса РФ, которые связывают выдачу патента с фактическим получением его иностранцем на руки.
[17] Пункт 43 Правил осуществления миграционного учета, утв. Постановлением Правительства России от 15.01.2007г.
[18] Пункты 31, 33 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства от 15.01.2007г. № 9.
[19] Подробнее смотри Постановление Правительства РФ от 10.05.2010 № 310 "Об утверждении Правил передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытии из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи".
[20] Пункт 45 Правил осуществления миграционного учета, пункт 46 Административного регламента.