Иммунизация против кори трудовых мигрантов в 2020 году
В продолжение мероприятий по иммунизации населения против кори, благополучно продолжающихся в настоящее время (см. ранее опубликованную информацию здесь: sdo-regional.ru Главным санитарным врачом Российской Федерации издано Постановление от 07.11.2019 № 19 «Об иммунизации против кори трудовых мигрантов, временно пребывающих и проживающих на территории Российской Федерации». С текстом Постановления можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации: publication.pravo.gov.ru.
Постановлением поручается региональным властям проведение с 01.01.2020 по 31.12.2020 мероприятий по иммунизации против кори трудовых мигрантов, временно пребывающих и проживающих на территории Российской Федерации, не привитых против кори, не имеющих сведений о прививках против кори и не болевших корью ранее.
В рамках этого мероприятия предполагается:
Активное информирование о преимуществах иммунопрофилактики против кори (интересная формулировка, уже исключающая обязательность прививок, но об этом ниже). Так что не удивляйтесь, если вас начнут активно информировать;
Выявление трудовых мигрантов, временно пребывающих и проживающих на территории Российской Федерации, не привитых против кори, не имеющих сведений о прививках против кори и не болевших корью ранее (видимо будут задействованы дроны и спутниковые системы наблюдения).
Самое интересное: работодателям (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) в срок до 31.12.2020 необходимо обеспечить проведение иммунизации против кори привлечённых трудовых мигрантов (уже не просто трудовых мигрантов, а привлечённых) не привитых против кори, не имеющих сведений о прививках против кори и не болевших корью ранее.
Прежде всего, необходимо сделать акцент на следующих нюансах:
1. Постановлением не установлена форма отчетности работодателей перед органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья, равно как не установлена и необходимость такой отчетности. То есть никого о проделанной работе уведомлять не требуется. Но, конечно же, вы все, уважаемые работодатели, будете по устным рекомендациям представителей территориальных органов Роспотребнадзора писать бумажки, прикладывать к ним другие бумажки, направлять в органы Роспотребнадзора и вообще выполнять за них всю работу.
2. Постановление издано в отношение неустановленного круга лиц. Действующее законодательство не содержит такого понятия как трудовые мигранты (простые или привлечённые). Есть иностранные работники (см. статью 2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации). Но это все, конечно, казуистика. Ведь Главный санитарный врач имел ввиду именно их – иностранных граждан (все - таки не всех, а работающих в России, раз они трудовые мигранты). Тогда так – действие Постановления не распространяется на иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации (получивших вид на жительство в Российской Федерации), поскольку речь идет об обязательной вакцинации временно пребывающих и проживающих трудовых мигрантов.
Ну а теперь по существу.
Во-первых, государство гарантирует бесплатное проведение профилактических прививок категориям граждан, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, утв. Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н (настоятельно рекомендую ознакомиться) [1].
Далее, отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон).
В соответствии со статьей 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
на должностных лиц - от 500 до 1 000 рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90-та суток;
на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90-та суток.
В соответствии со статьей 35 Закона (на которую прямо ссылается Главный санитарный врач в Постановлении) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (Закон № 157-ФЗ). Именно этот закон регулирует порядок вакцинации. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 157-ФЗ граждане имеют право отказаться от профилактических прививок (вне зависимости от их гражданства). Отказ оформляется в письменной форме [2].
Что касается формы отказа от медицинского вмешательства, - в открытом доступе нашлось 2 документа: Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства» и Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.01.2009 № 19н «О рекомендуемом образце добровольного информированного согласия на проведение профилактических прививок детям или отказа от них», но на мой взгляд ни одна из утвержденных приказами форм не подходит: первый не касается прививок, а второй (из названия) не касается трудящихся мигрантов. Однако, поскольку впереди целый год – времени написать соответствующее обращение в Минздрав, Роспотребнадзор, Администрацию Президента, ЕСПЧ и получить ответ - более чем достаточно.
Письменный факт отказа от проведения вакцинации можно рассматривать, как основание для исключения ответственности лиц, обязанных проводить иммунопрофилактические мероприятия.
Однако, следует помнить, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень таких работ установлен Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» [3].
Целесообразным представляется следующая последовательность действий:
1. Смотрим ПП № 825. Если находим там себя – обязательными являются: предоставление работниками документов, подтверждающих прохождение прививки либо документов, подтверждающих факт заболевания корью ранее. Если не находим, то…
2. До 31.12.2020 запрашиваем у работника: документы, подтверждающие прохождение прививки либо документы, подтверждающие факт заболевания корью ранее, либо письменный отказ от прохождения прививки, оформленный установленным образом (см. выше).
3. Собираем все бумажки в папочку.
4. Если территориальные органы Роспотребнадзора запросят информацию - достаем бумажки из папочки и передаем заверенные копии заинтересованным лицам.
Удачи всем нам!
Автор: Евгений Володин
[1] Пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «МУ 3.3.1889-04. 3.3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Порядок проведения профилактических прививок. Методические указания», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.03.2004г.
[2] Пункт 3 статьи 5 Закона № 157-ФЗ, пункт 7 статьи 20 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
[3] Письмо Минздрава России от 13.07.2015 № 24-2/3048428-1510 «По вопросу организации вакцинации населения Российской Федерации»