Миграционная реформа. Поручения Президента.

Законодательство

cover of news

Президент утвердил перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы. С текстом документа можно ознакомиться по ссылке: kremlin.ru Предложения по реформированию миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации.

I. Совершенствование институтов постоянного проживания (вида на жительство) и гражданства Российской Федерации

Вид на жительство

Постоянное проживание (вид на жительство) станет основным миграционным статусом, позволяющим иностранному гражданину в перспективе претендовать на получение гражданства Российской Федерации в общем и упрощённом порядке.

Разрешение на временное проживание (как отдельный миграционный статус, являющийся ступенью перед получением вида на жительство) и предоставляемое в рамках устанавливаемых Правительством квот, предполагается отменить. Печальная новость для всех подразделений МВД в регионах, создающих специальные (незаконные, кстати) комиссии по распределению квот между мигрантами в субъектах России и руководства подразделений по вопросам миграции, нередко эти квоты продающих.

Вместе с тем, речи об отмене РВП как такого не идет, скорее сохранится возможность получить РВП теми мигрантами, кто сейчас получает его вне квоты.

Основные требования для получения вида на жительство:

- регистрация в государственной информационной системе;

- проживание на территории Российской Федерации (в настоящее время мигранты, получившие ВнЖ, не вправе находиться за пределами Российской Федерации более шести месяцев суммарно в течение календарного года и навряд ли этот принцип изменится);

- соблюдение законодательства Российской Федерации (правило действует и в настоящее время);

- отсутствие опасных заболеваний (правило действует и в настоящее время);

- как правило, знание русского языка.

Срок действия вида на жительство не ограничивается (правило действует и в настоящее время. Исключение – иностранные высококвалифицированные специалисты, получающие ВнЖ в силу своего статуса. Для них срок действия ВнЖ равен (бред, конечно) сроку действия полученного ими разрешения на работу (бред потому, что в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан получившему ВнЖ разрешение на работу не требуется)

Иностранный гражданин вправе в любое время отказаться от вида на жительство и получить иной статус для законного нахождения на территории Российской Федерации.

Институт гражданства Российской Федерации

Предлагается установить три вида порядка приёма в гражданство Российской Федерации: общий, упрощённый и особый (правило действует и в настоящее время).

а) Общий порядок представляет собой приём в гражданство на общих условиях и применяется «по умолчанию» ко всем иностранным гражданам и лицам без гражданства, не имеющим оснований быть принятыми в рамках упрощённого или особого порядка.

Порядок предусматривает выполнение претендентом набора определённых условий:

  • знание русского языка (правило действует и в настоящее время);

  • срок постоянного проживания на территории Российской Федерации;

  • обязательство соблюдать российское законодательство (правило действует и в настоящее время) и др.

Дополнительно предлагается введение комиссионного порядка оценки претендентов на получение гражданства Российской Федерации на уровне субъекта Российской Федерации. То есть на уровне субъектов будут создаваться комиссии, которые будут оценивать претендентов на прием в гражданство Российской Федерации. Остается надеяться, что оценка будет проводиться на основании установленных на законодательном уровне (а не выдуманных из головы членами комиссии) объективных критериев.

Решения о приеме в гражданство Российской Федерации будет приниматься МВД России и его территориальными органами.

б) Упрощённый порядок применяется к лицам, в отношении которых снимаются некоторые требования, предусмотренные для общего порядка, в силу происхождения этих лиц из стран, близких нам в социокультурном отношении, наличия позитивных социальных связей в Российской Федерации, уязвимого положения и др.

Таким образом, возможно ряд оснований приема в гражданство в упрощенном порядке (прежде всего без учета требований к пятилетнему сроку проживания в России на основании вида на жительство) будет исключен, но добавятся новые – преференции могут получить, скорее всего, лица славянского происхождения.

Решения о приеме в гражданство Российской Федерации будет приниматься МВД России и его территориальными органами, а также МИД России, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации за рубежом (включение органов МИД не совсем понятно на фоне обязательного требования к проживанию в России претендентов на прием в российское гражданство.

Условия приёма в гражданство в рамках общего и упрощённого порядка предполагают знание русского языка и чистую «кредитную историю» мигранта в течение определённого периода проживания на территории Российской Федерации (отсутствие административных правонарушений, привлечения к уголовной ответственности и пр.).

Упрощённого предоставления гражданства Российской Федерации исключительно по «экономическим» критериям (квалификация, инвестиции и т. п.) не предполагается.

Напомним, что в настоящее время право на прием в гражданство Российской Федерации имеют иностранные граждане:

- получившие после 1 июля 2002 года профессиональное образование и работающие в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет;

- индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, в определенных видах экономической деятельности, при условии уплаты в каждом календарном году налогов и сборов и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на сумму не менее 1 миллиона рублей;

- инвесторы (при наличии опять же определенных условий);

- работающие не менее года по востребованным для российской экономики профессии (специальности, должности).

Таким образом, речь может идти об отмене преференций в части упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации указанных выше лиц.

в) Особый порядок будет охватывать отдельные категории лиц, решение по которым принимает Президент Российской Федерации (правило действует и в настоящее время).

II. Предполагается создание унифицированного миграционного режима для долгосрочного пребывания на территории Российской Федерации с любыми целями

Режим долгосрочного пребывания – единый миграционный режим для долгосрочного пребывания (более 90 дней в году) с любыми законными целями, включая работу и получение образования иностранными гражданами, въезжающими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (включая граждан государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением граждан Белоруссии).

Обязательными условиями для получения иностранным гражданином такого права предполагается сделать:

а) наличие подтверждённого аккаунта в государственной информационной системе, регистрация в которой будет требовать предоставления биометрических персональных данных (к таким относятся прежде всего отпечатки пальцев). Что предполагает, как минимум, посещение органов МВД по въезду в Россию для снятия отпечатков пальцев;

б) отсутствие опасных инфекционных заболеваний;

в) получение единого документа с электронным носителем информации (такой документ и будет подтверждать право человека находиться в России свыше 90 дней, скорее всего, с определенной целью въезда в нашу страну).

Предполагается, что иностранные граждане, имеющие аккаунт в государственной информационной системе, смогут получать государственные услуги в электронном виде (в частности, получить тот самый единый документ) и без ограничения срока находиться на территории Российской Федерации при наличии одного из следующих оснований:

а) осуществление трудовой деятельности при соблюдении следующих условий:

- Законопослушность (как минимум, отсутствие фактов привлечения к административной ответственности, что при действующей системе государственного контроля в сфере миграции трудно выполнимо для иностранных граждан);

- Регулярная уплата налоговых и иных обязательных платежей. При этом устанавливаются правила для трёх категорий иностранных работников:

1) работающие по найму граждане государств – членов Евразийского экономического союза, уплачивают налог на доходы в размере 13%;

2) иностранные граждане, работающие на основании патента и уплачивающие фиксированный авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц (так что патенты предполагается сохранить);

3) самозанятые иностранные граждане. Для них предлагается разработка отдельного налогового режима и условий, при которых допускается работа самозанятых в интересах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в настоящее время самозанятыми могут быть только граждане государств – членов Евразийского экономического союза).

При этом предполагается вынос части миграционных процедур за пределы Российской Федерации, включая прохождение иностранными гражданами проверки на наличие оснований, препятствующих въезду в Российскую Федерацию, в том числе наличие опасных инфекционных заболеваний, биометрическую регистрацию (при условии создания на территориях иностранных государств соответствующей инфраструктуры).

б) получение образования, прохождение лечения, иные случаи, перечень которых предполагается закрепить законом.

III. Модернизация механизмов регулирования трудовой миграции

Для привлечения иностранных граждан юридическое лицо и индивидуальный предприниматель должны будут зарегистрироваться в государственной информационной системе и разместить в ней информацию о потребности в иностранной рабочей силе, в рамках которой через определённое время, необходимое для подбора органами службы занятости субъектов Российской Федерации работников из числа граждан Российской Федерации, могут нанять любого имеющего единый документ иностранного гражданина. То есть речь идет, ни много ни мало, об отказе от института квотирования и ежегодной подачи заявок работодателями о потребности в привлечении иностранных работников. Вопрос здесь только один – а если человек находится за пределами России и никакого миграционного статуса еще не имеет и, соответственно, не получил единого документа?).

Физические лица также могут зарегистрироваться в государственной информационной системе для привлечения иностранных граждан (няни, сиделки, ремонтники и др.). Регистрация даёт возможность доступа к официальному сервису проверки персональных данных и миграционного статуса иностранного гражданина (привлекать визовых иностранцев физики могут и сейчас).

IV. Информатизация сферы управления миграцией

Для обеспечения функционирования предусмотренных настоящими предложениями правил, реализации электронных сервисов и механизмов контроля требуется обладающая соответствующими возможностями государственная информационная инфраструктура.

Основной её частью должна стать ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА, содержащая и обрабатывающая информацию об иностранных гражданах и миграционных потоках, предназначенная для использования всеми заинтересованными государственными органами.

Основные задачи, которые должна решать создаваемая единая информационная платформа:

- обеспечение функционирования электронных форматов получения государственных услуг, предусматривающих упрощённые формы заявлений с минимально необходимым количеством сведений, единым дизайном, автоматическим заполнением полей формы данными, имеющимися в цифровом профиле, и др.;

- перевод в электронную форму части документооборота при взаимодействии граждан и организаций как между собой (в частности, заключение трудовых договоров в электронной форме), так и с государственными органами (прежде всего предоставление предусмотренной законом информации);

- предоставление информационных сервисов, включающих целевые рассылки иностранным гражданам (о принятых по заявлениям решениях, предстоящем окончании срока разрешённого нахождения и необходимости выезда, окончании срока действия документов, необходимости внесения налогового платежа и др.) или категориям иностранных граждан (о дате проведения и адресах пунктов для голосования и др.).

V. Дополнительные меры по обеспечению проведения реформы

Предполагается на законодательном уровне закрепить положения, предоставляющие возможность иностранным гражданам, нарушившим миграционное законодательство, но не представляющим серьёзной опасности для Российской Федерации, не выезжая из Российской Федерации оформить легальный статус без привлечения к ответственности.

В целях реализации миграционной реформы планируется организовать широкую информационную кампанию с разъяснением параметров реформы, целевой аудиторией которой должны быть не только иностранные граждане, но и граждане Российской Федерации. Следует также провести разъяснительную работу по дипломатическим каналам с иностранными партнёрами, прежде всего государствами – членами Евразийского экономического союза.

Реформирования законодательства следует ожидать начиная со следующего года…

Автор: Евгений Володин