МВД "изменило" формы и порядок уведомления об убытии
Приказом МВД России от 14 сентября 2020 г. № 641 утверждены требования к форме уведомления об убытии иностранных граждан из места пребывания, содержащимся в нем сведений и порядку его представления. С текстом Приказа можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации по ссылке: publication.pravo.gov.ru
Напомню, что в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон) основанием для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания является факт убытия иностранного гражданина из места пребывания.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Закона снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания. При этом форма уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания, перечень содержащихся в нем сведений, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в форме электронного документа, сроки хранения копии указанного уведомления в многофункциональном центре или организации федеральной почтовой связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Форма уведомления утверждена Приложением № 1 к Приказу и визуально идентична форме уведомления об убытии, утвержденной ранее Приказом МВД России от 18.03.2019 № 142. Отличие только в том, что в новой форме не содержится образцов буквенного и «циферного» заполнения формы.
Форма предполагает занесение в уведомление тех же сведений, что и раньше (Перечислены зачем-то в Приложении № 2 к Приказу):
Сведения о лице, подлежащем снятию с учета по месту пребывания и дата его убытия;
Cведения о месте пребывания, из которого лицо, подлежащее снятию с учета по месту пребывания, убыло. Следует отметить, что форма уведомления не содержит сведений о типе домовладения (дом, участок, владение и т.п.) и типе помещения (квартира, комната, офис и т.п.), которые, в свою очередь, имеются в утвержденной форме уведомления о прибытии. Такое положение вещей, несомненно, повлечет нестыковку сведений о месте пребывания иностранного гражданина при снятии его с учета по месту пребывания;
Сведения о принимающей стороне. В случае, если принимающей стороной выступает физическое лицо, указанные сведения заполняются на лицевой стороне бланка. В случае, если принимающая сторона – юридическое лицо, - соответствующая информация заносится на оборотную сторону бланка уведомления об убытии.
При этом предполагается, что сотрудник, принимающий уведомление, также должен будет заполнить соответствующие графы документа, указав свои: должность, Ф.И.О., число, месяц и год (остается надеяться, что не рождения, а приема уведомления). Конечно, на практике никто из должностных лиц не будет вручную заполнять указанные «квадратики», будут ставить оттиски наборных штампов и подпись.
Требования к оформлению уведомления установлены Приложением № 3 к Приказу. Что интересно, в случае, если принимающей стороной выступает юридическое лицо – в уведомлении необходимо указывать персональные данные того, кто представляет уведомление (в половине случаев это сотрудник консалтинговой компании, не имеющей к собственно иностранному гражданину никакого отношения). И самое интересное – именно лицо, непосредственно представляющее уведомление, должно подписать уведомление. И это при том, что ответственность по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ установлена для принимающей стороны – лица, предоставляющего мигранту помещение для проживание (казалось бы именно ответственное должностное лицо юридического лица – принимающей стороны обязано указывать свои данные и ставить подпись в такого рода документе (по аналогии с формой уведомления о прибытии), в то время как лицо, подающее уведомление, зачастую – сотрудник компании-контрагента, вписанный в доверенность на представление интересов).
Приказом допускается представление уведомления об убытии в электронной форме с использованием портала Госуслуги (того самого, на котором ничего, кроме как приглашение от лица физика иностранцу оформить нельзя). Пока, правда, непонятно, как и куда его направлять. В таком случае документ подписывается электронной подписью (для организации – усиленной квалифицированной электронной подписью организации)
При заполнении уведомления не допускаются исправления. Таким образом, использование аббревиатур и сокращений допустимо (по принципу: что не запрещено, то разрешено).
Самым интересным представляется Порядок направления уведомления, который утвержден Приложением № 4 к Приказу.
Уведомление об убытии представляется в подразделение МВД России по месту постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания (снимать нужно там же, где ставили).
При этом из текста Приказа по сравнению с Приказом № 142 исчезли положения о том, что уведомление об убытии представляется в инициативном порядке. А вот это уже интересно. Давайте разбираться.
Уведомление может быть представлено в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России (например, в УВМ УМВД России по Ивановской области) или подразделение по вопросам миграции на районном уровне (например, в ОВМ ОМВД России по Советскому району города Иваново). Кром того, уведомление может быть направлено в адрес органов МВД через МФЦ или почтовым отправлением (в таком случае уведомление заполняется в 2-х экземплярах, один из которых хранится в МФЦ или организации федеральной почтовой связи соответственно.
Интересным представляется, что Порядок не регулирует процедуру приема-передачи уведомления. По тексту должностное лицо, принявшее уведомление, проверяет правильность его заполнения, после чего удостоверяет его получение уведомления об убытии своей подписью (то есть расписывается на бланке). Получается, что сотрудник забирает у принимающей стороны бланк уведомления, проверяет правильность заполнения, ставить подпись и все. Что же получает принимающая сторона в подтверждение выполнения своих действий? В отношении почтового отправления – вопросов нет, - опись почтового вложения и кассовый чек, через Госуслуги – тоже понятно, в ответ вы получите информацию о приеме уведомления, подписанную усиленной квалифицированной цифровой подписью кого-то. А вот при непосредственном обращении в ОВМ или МФЦ? Конечно форма бланка предусматривает линию отрыва (и, очевидно, по логике, возвращение отрывной части принимающей стороне), однако Порядок не содержит информации о том, что «должностное лицо (работник), принявшее(ий) уведомление от заявителя, после проверки правильности его заполнения незамедлительно проставляет отметку о приеме уведомления и возвращает заявителю отрывную часть бланка уведомления» [1].
Таким образом, будем полагаться на логику и догадливость сотрудников МВД и МФЦ на местах.
НО, обращает на себя внимание тот факт, что сроки представления уведомления установлены только для следующих категорий лиц:
1. Администрации гостиниц или иных организаций, оказывающих гостиничные услуги, санаториев, домов отдыха, пансионатов, детских оздоровительных лагерей, туристских баз, кемпингов, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, учреждений, исполняющих уголовное или административное наказание. Эти учреждения обязаны представлять уведомления не позднее 12-ти часов дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина. Перечисленными организациями уведомление об убытии может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 № 310 "Об утверждении Правил передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытии из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи" (например, kontur.ru).
2. Организации, в которых иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом и при этом проживают по адресу указанных организаций или в помещениях (строениях, сооружениях), им принадлежащим, но не имеющих адресных данных. Уведомление должно быть представлено в течение 7-ми рабочих дней со дня убытия мигранта из места пребывания.
Для всех прочих организаций сроки не установлены. Что из этого следует? Что на местах будут требовать, но вот вопрос, а как же сроки? На местах будут втирать про три рабочих дня, но откуда взята эта цифра? Почему не килограмм, не тонна, а именно фунтик? Почему я не могу уведомления об убытии всех моих иностранных постояльцев направлять раз в году или раз в пятилетку? Вопрос остается открытым до получения соответствующих разъяснений ГУВМ МВД России. Инициируйте…
Да, и в заключение – как и ранняя версия, Приказ не раскрывает термин «убытие». Для гостиниц и иже с ними все понятно: «check-out», выписка из больницы, конец вахты и т.п., а вот как понимать «убытие» организациям, предоставляющим иностранным гражданам находящиеся у них на праве собственности/пользования помещения? Отсутствие мигранта по месту пребывания (в помещении, которое он «регулярно использует для сна и отдыха») в течение какого периода времени будет означать его убытие?
А неисполнение обязанности по уведомлению об убытии влечет административную ответственность по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
P.S. Я так и не понял, с какой целью были инициированы разработка и принятие Приказа. Электронный документооборот, введенный с 07.09.2020, касается только возможности постановки на учет, но не снятия (и кстати, про Госуслуги там нет ни слова), если хотели что-то скорректировать и прояснить, то цели своей точно не добились. Удачи всем нам, она понадобится.
Да, и Приказ вступает в силу с 12-го октября!
[1] По аналогии с процедурой приема уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, установленной пунктом 103 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 23.11.2017 № 881.
Автор: Евгений Володин