Вы успешно подписались на новостную рассылку!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке в письме, которое было отправлено на указанный Вами e-mail.

МВД изменило формы уведомлений о привлечении иностранных работников

МВД изменило формы уведомлений о привлечении иностранных работников

29.08.2019г. на официальном интернет портале правовой информации опубликован Приказ МВД России от 04.06.2019 № 363 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (далее по тексту – Приказ). С текстом документа можно ознакомиться по ссылке: publication.pravo.gov.ru

Приказ утверждает новые формы уведомлений органов власти:

1.) о трудоустройстве иностранного гражданина (лица без гражданства) организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории Российской Федерации (Приложение № 3 к Приказу);

2.) об исполнении работодателями (заказчиками работ/услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину (лицу без гражданства) высококвалифицированному специалисту (Приложение № 5 к Приказу);

3.) о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) иностранным гражданином (лицом без гражданства), обучающимся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (Приложение № 7 к Приказу);

4.) о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) иностранным гражданином (лицом без гражданства), обучающимся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (Приложение № 8 к Приказу);

5.) о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение иностранному гражданину (лицу без гражданства), обучающемуся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (Приложение № 9 к Приказу);

6.) о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства), осуществляющего трудовую деятельность на территории Российской Федерации и обучавшегося (обучающегося) в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию или о предоставлении данному иностранному гражданину (лицу без гражданства) академического отпуска (Приложение № 12 к Приказу);

7.) о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (Приложение № 13 к Приказу);

8.) о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (Приложение № 14 к Приказу), а также порядок предоставления указанных уведомлений в органы МВД России.

Приказ вступает в силу с 09.09.2019г. Именно с этого дня уведомления необходимо подавать по новой форме.

Разберем особенности заполнения уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) договоров, как наиболее часто встречающиеся на практике, исходя из их содержания и утвержденного порядка, а также рассмотрим, что нового появилось в предлагаемых формах уведомлений.

1. В уведомлении о заключении договора появилась дополнительная строка в разделе «наименование территориального органа МВД России на региональном уровне». Напомним, что территориальными органами МВД России на региональном уровне (в субъектах РФ) являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления (ГУ МВД России), управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации (УМВД России)[1].

Например, в соответствии с Приказом МВД России от 28 июля 2017 г. N 551 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской

Федерации по городу Москве» ГУ МВД России по г. Москве является территориальным органом МВД России на региональном уровне[2]. Таким образом, в случае Москвы в названной графе указывается ГУ МВД России по г. Москве.

Все графы в уведомлении пронумерованы (для чего, будет указано ниже).

В Графе 1 указывается статус работодателя (ничего не изменилось по сравнению с предыдущей формой уведомления)

В Графе 1.1 достаточно указать кодовое обозначение вида ОКВЭД (ранее такая возможность четко обозначена не была)

В Графе 1.2 в числе прочего теперь необходимо указывать не номер свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а сам государственный регистрационный номер (ГРН) записи в ЕГРЮЛ. Добавлена одна строка в месте записи место нахождения работодателя.

В Графе 2.7 («документ, удостоверяющий личность») увеличено количество «знакомест». Тем не менее, при условии использования одного знакоместа для введения одной буквы или цифры или пробела между словами, вписать «разрешение на временное проживание» (для лиц без гражданства) не удастся, равно как и внести запись «удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища». Добавлена одна строка для внесения записи об органе, выдавшем паспорт

Количество строк и знакомест графы 2.9 (адрес постановки на учет или регистрации по месту жительства работника) осталось неизменным, что непонятно, с учетом увеличения количества срок в других случаях, когда необходимо вносить сведения, требующие большого количества знакомест.

В Графе 3 добавлена одна строка для внесения записи об органе, выдавшем разрешение на работу или патент.

В Графе 3.1 исключено требование о необходимости указывать должность (профессию, вид деятельности) в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО), Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) или Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ). В настоящей форме достаточно указать само наименование профессии (должности, вида деятельности) какими они указаны в заключенном с иностранном гражданином договоре.

В Графу 3.4 (адрес рабочего места работника) добавлено полторы строки.

В остальном уведомление изменений не претерпело.

2. Уведомление о прекращении (расторжении) договора составлено по аналогии. Единственное, что умиляет – разное количество знакомест в строках «документ, удостоверяющий личность» и «наименование документа» (разрешение на работу или патент) в уведомлении о заключении договора и уведомлении о прекращении (расторжении договора). Как будто волшебным образом наименование документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина сокращается на 6 букв, а наименование разрешительного документа на право работать увеличивается на 5 букв, так же как и номер миграционной карты. Очевидно, что с документами иностранцев в России что-то происходит (может быть их обрабатывают специальным секретным составом, и они то сдуваются, то разбухают?).

3. Особенности представления уведомлений о заключении и прекращении (расторжении договора) с иностранным гражданином.

Изменился порядок заполнения форм уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами. Он утвержден Приложением № 15 к Приказу (далее по тексту – Приложение № 15, Порядок). Напомним, что административная ответственность установлена в том числе за нарушение порядка представления уведомления. Так что нарушение любого из правил, прописанных в Приложении № 15 к Приказу, образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.

3.1. При заполнении уведомления допускается использование:

а.) официальных сокращений. Правила сокращенного наименования адресообразующих элементов утверждены Приказом Минфина России от 05.11.2015г. № 171н «Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов». Кроме того, официальные сокращенные наименования имеют органы власти. Например, Министерство внутренних дел по Республике Хакасия имеет официальное сокращенное наименование: МВД по Республике Хакасия [1].

б.) официальных аббревиатур. Что такое «официальные» аббревиатуры автору неизвестно. Возможно речь идет об аббревиатурах, используемых при написании наименования органа власти, выдавшего паспорт иностранному гражданину (например, МВД Таджикистана), подразделения органа власти, выдавшего патент или разрешение на работу (например, ОВТМ УВМ ГУ МВД России по г. Москве).

Не допускаются зачеркивания и исправления.

3.2. В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля. Под полем из анализа внутреннего содержания текста уведомлений следует понимать группу срок, которым присвоен соответствующий номер.

Не заполняются те поля, которые не могут быть заполнены по объективным причинам:

  • «номер миграционной карты» - в отношении лиц, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации [2]
  • «адрес постановки на учет по месту пребывания или регистрации по месту жительства» - в отношении лиц, освобожденных от постановки на учет по месту пребывания в течение N-ного времени со дня въезда в Российскую Федерацию (тех из них, кто в пределах указанного срока заключает договор, но еще не оформил постановку на учет по месту пребывания:

- граждане Армении, Казахстана и Кыргызской Республики в течение 30 дней с даты въезда в Россию, граждане Таджикистана – в течение 15 дней с даты въезда в Россию, граждане Украины – в течение 90 дней с даты въезда в Россию [3]

  • «сведения о разрешении на работу или патенте, на основании которых иностранный гражданин (лицо без гражданства) осуществляет трудовую деятельность» - в отношении:

- граждан государств – участников Договора о ЕАЭС;

- лиц, перечисленных в подпунктах 1-2 пункта 4 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан;

- иностранных высококвалифицированных специалистов;

- иностранных граждан, получивших разрешение на работу в порядке статьи 13.5 Закона о правовом положении иностранных граждан (направляемых для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств - членов Всемирной торговой организации);

- иностранных граждан, получивших разрешение на работу в порядке статьи 13.6 Закона о правовом положении иностранных граждан (работающие у резидентов свободного порта Владивосток);

- иностранных граждан, получившие разрешение на работу в порядке пункта 4.12 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан (работающие на территории международного медицинского кластера (ММК);

- иностранных граждан, получивших разрешение на работу в порядке пункта 4.9-1 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан (работающих на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР);

- иностранных граждан, получивших разрешение на работу в порядке пункта 4.8 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан (работающих на территории инновационного центра «Сколково»);

- иностранных граждан, получивших разрешение на работу в порядке пункта 4.13 статьи 13 Закона о правовом положении иностранных граждан (работающих на территориях инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ) [4].

3.3. В случае, если сведения, которые необходимы к занесению в уведомление имеют значительную длину и не умещаются в соответствующем поле (применительно к формам уведомления это могут быть поля: «документ, удостоверяющий личность», - в случае представления иностранным гражданином удостоверения беженца или свидетельства о предоставлении временного убежища, вида на жительство или разрешения на временное проживание лица без гражданства, «адрес постановки на учет по месту пребывания или регистрации по месту жительства») к уведомлению заполняется отдельный лист, форма которого утверждена Приложением № 1 к Порядку. Это настоящее ноу-хау, направленное на то, чтобы окончательно запутать лиц, ответственных за заполнение уведомлений.

В общем-то, если к примеру, адрес постановки на учет иностранного гражданина настолько длинный, что для заполнения соответствующего поля не хватает количества знакомест (квадратиков), недостающие сведения вписываются в Приложение № 1 к Порядку, где указывается:

- полное наименование уведомления (из шапки);

- сведения об иностранном гражданине, адрес места пребывания которого оказался настолько длинным, что вместо, того, чтобы добавить еще одну строку, МВД России придумало дополнительный лист;

- порядковый номер поля уведомления (вот для чего все поля в уведомлении теперь пронумерованы);

- наименование поля (поскольку одно поле может содержать несколько строк, предназначенных для занесения различной по характеру информации). Речь идет о подстрочном тексте под той строкой, знакомест в которой не хватило для занесения информации;

- недостающие сведения, не поместившиеся в собственно уведомлении.

3.4 В случае, если уведомление (в том числе вместе с дополнительным листом) заполнено на 2-х или более листах (то есть в формате Word) оно должно быть прошито, пронумеровано и содержать «заверительную запись» (то есть на бумажке, которой склеиваются ниточки, должно быть записано: «прошито и пронумеровано __ листов»). Требования к скреплению записи печатью и подписью ответственного лица отсутствуют.

3.5. Уведомление может быть представлено на бумажном носителе и конечно же в электронной форме с использованием сети «Интернет» (такое допускается в некоторых регионах России) и «Единого портала» (чего, конечно же, не существует прежде всего потому, что предоставление уведомления не является государственной услугой, а есть обязанность работодателя/заказчика работ (услуг), так зачем облегчать им жизнь?).

На бумажном носителе уведомление может быть направлено с описью уведомления и уведомлением о вручении. При этом в качестве адресата указывается подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне. Например, структурным подразделением ГУ МВД России по г. Москве (территориального органа власти, который и указывается в шапке уведомления), обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции правоприменительные функции по контролю, надзору, оказанию государственных услуг в сфере миграции является Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве [5], расположенное по адресу: 115035, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 16/4, стр. 4 [6].

Допускается представление уведомления в территориальные органы МВД России на районном уровне (то, что, по сути, происходило с апреля 2018 года, правда в нарушение Порядка, утв. Приложением № 15 к Приказу МВД России от 10.01.2018г. № 11). Однако, только в том случае, если начальником Главка в субъекте РФ будет принято соответствующее решение, которое должно быть опубликовано на официальном сайте соответствующего территориального управления (министерства) МВД России. Полагаю, что отсутствие такого документа не остановит сотрудников подразделений органов МВД Росси на районном уровне в их желании принимать уведомления, как не останавливало до сих пор. Так что волноваться нет причины.

3.6. Более подробно (в сравнении с предыдущим Порядком) расписана процедура приема уведомления при личном обращении заявителя в подразделения МВД Росси на местах.

Единственным документом, подтверждающим факт приема-передачи уведомления, устанавливается справка по форме, утв. Приложением № 3 к Порядку (не второй экземпляр уведомления с проставленной на нем непонятной отметкой и подписью кого-то). Правда, справка, как и раньше, не содержит сведений об иностранном гражданине, в отношении которого подается уведомление, следовательно, их придется заносить вручную.

Напоминаем, что в отношении граждан Республики Беларусь уведомления о заключении, прекращении (расторжения) договора не подаются [7]

В целом новый приказ можно оценить, как очередную неудачную попытку МВД России реформировать порядок привлечения иностранной рабочей силы в Российской Федерации на основании обращений отдельных граждан с вопросами: «как же впихнуть то, что не впихивается»? Да очень просто – вот вам дополнительный лист для заполнения и возможность овладеть навыками фигурного вырезания из бумаги и шитья. Удачи всем нам!


[1] Пункт 21 Положения о Министерстве внутренних дел по Республике Хакасия, утв. Приказом МВД России от 01.08.2017 N 583.

[2] Подпункт «д» пункта 2 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца (Заключено в г. Москве 05.10.2004)

[3] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Армения и граждан Республики Армения на территории Российской Федерации;

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации;

Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Киргизской Республики и граждан Киргизской Республики на территории Российской Федерации;

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (в редакции Протокола от 30.10.2004г. о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины

[4] Последние категории объединяет то, что как и иностранным ВКС заключение договора необходимо для получения разрешения на работу, поэтому физическая возможность указать реквизиты разрешения на работу у работодателя отсутствует.

[5] Пункт 2 Приложения к Приказу ГУ МВД России по г. Москве от 15.07.2016г. № 306

[6] 77.мвд.рф

[7] Постановления ВС РФ (2017-2018гг.) N 83-АД18-6/№ 83-АД18-5/№ 83-АД18-1/83-АД17-10

Автор: Евгений Володин

Поделиться:

Подписка на рассылку