МВД утвердило форму и порядок уведомления об убытии иностранных граждан из места пребывания

Законодательство

cover of news

Приказом МВД России от 18.03.2019г. № 142 утверждены требования к форме уведомления об убытии иностранных граждан из места пребывания, содержащимся в нем сведений и порядку его представления. С текстом Приказа можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации по ссылке: http://publication.pravo.gov.ru

Напомню, что в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон) основанием для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания является факт убытия иностранного гражданина из места пребывания (см. https://sdo-regional.ru/prof-post)

В соответствии с пунктом 5 части 2 и частью 2.3 статьи 23 Закона, снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания. При этом форма уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания, перечень содержащихся в нем сведений, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в форме электронного документа, сроки хранения копии указанного уведомления в многофункциональном центре или организации федеральной почтовой связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Форма уведомления утверждена Приложением № 1 к Приказу и визуально напоминает форму уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, утв. Приложением № 3 к Приказу МВД России от 23.11.2017г. № 881.

Форма предполагает занесение следующих сведений:

1. Cведения о лице, подлежащем снятию с учета по месту пребывания и дата его убытия;

2. Сведения о месте пребывания, из которого лицо, подлежащее снятию с учета по месту пребывания, убыло. Следует отметить, что форма уведомления не содержит сведений о типе домовладения (дом, участок, владение и т.п.) и типе помещения (квартира, комната, офис и т.п.), которые, в свою очередь, имеются в утвержденной форме уведомления о прибытии. Такое положение вещей, несомненно, повлечет нестыковку сведений о месте пребывания иностранного гражданина при снятии его с учета по месту пребывания;

3. Сведения о принимающей стороне. В случае, если принимающей стороной выступает физическое лицо, указанные сведения заполняются на лицевой стороне бланка. В случае, если принимающая сторона – юридическое лицо, - соответствующая информация заносится на оборотную сторону бланка уведомления об убытии.

При этом предполагается, что сотрудник, принимающий уведомление, также должен будет заполнить соответствующие графы документа, указав свои: должность, Ф.И.О., число, месяц и год (остается надеяться, что не рождения, а приема уведомления). Конечно, на практике никто из должностных лиц не будет вручную заполнять указанные «квадратики», будут ставить оттиски наборных штампов и подпись.

Требования к оформлению уведомления установлены Приложением № 3 к Приказу. Что интересно, в случае, если принимающей стороной выступает юридическое лицо – в уведомлении необходимо указывать персональные данные того, кто представляет уведомление (в половине случаев это сотрудник консалтинговой компании, не имеющей к собственно иностранному гражданину никакого отношения). И самое интересное – именно лицо, непосредственно представляющее уведомление, должно подписать уведомление. И это при том, что ответственность по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ установлена для принимающей стороны – лица, предоставляющего мигранту помещение для проживание (казалось бы именно ответственное должностное лицо юридического лица – принимающей стороны обязано указывать свои данные и ставить подпись в такого рода документе (по аналогии с формой уведомления о прибытии), в то время как лицо, подающее уведомление, зачастую – сотрудник компании-контрагента, вписанный в доверенность на представление интересов).

При заполнении уведомления не допускаются исправления. Таким образом, использование аббревиатур и сокращений допустимо (по принципу: что не запрещено, то разрешено).

Порядок направления уведомления утвержден Приложением № 4 к Приказу. При этом для разных случаев устанавливается отдельный порядок.

В обязательном порядке уведомления об убытии представляют администрации гостиниц или иных организаций, оказывающих гостиничные услуги, санаториев, домов отдыха, пансионатов, детских оздоровительных лагерей, туристских баз, кемпингов, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, учреждений, исполняющих уголовное или административное наказание. Эти учреждения обязаны представлять уведомления не позднее 12-ти часов дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина. Перечисленными организациями уведомление об убытии может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 310 "Об утверждении Правил передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытии из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи" (например, https://kontur.ru)

В обязательном порядке уведомления об убытии предоставляются организациями, в которых иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом и при этом проживают по адресу указанных организаций или в помещениях (строениях, сооружениях), им принадлежащим, но не имеющих адресных данных. Уведомление должно быть представлено в течение 7-ми рабочих дней со дня убытия мигранта из места пребывания.

Неисполнение обязанности по уведомлению об убытии влечет административную ответственность по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

Для всех прочих организаций (если они не относятся к перечисленным выше), а также для физических лиц установлено, что уведомление может быть представлено в ИНИЦИАТИВНОМ ПОРЯДКЕ (то есть по собственному хотенью). При этом сроки уведомления в привязке ко дню убытия из места пребывания не установлены (главное, чтобы это поняли сотрудники органов миграционного учета на местах).

Уведомление может быть представлено в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России (например, в УВМ УМВД России по Ивановской области) или подразделение по вопросам миграции на районном уровне (например, в ОВМ ОМВД России по Советскому району города Иваново). Кром того, уведомление может быть направлено в адрес органов МВД через МФЦ или почтовым отправлением (в таком случае уведомление заполняется в 2-х экземплярах, один из которых хранится в МФЦ или организации федеральной почтовой связи соответственно [1].

Интересным представляется, что Порядок не регулирует процедуру приема-передачи уведомления. По тексту [2] должностное лицо, принявшее уведомление, проверяет правильность его заполнения, после чего удостоверяет его получение уведомления об убытии своей подписью (то есть расписывается на бланке). Получается, что сотрудник забирает у принимающей стороны бланк уведомления, проверяет правильность заполнения, ставить подпись и все. Что же получает принимающая сторона в подтверждение выполнения своих действий? В отношении почтового отправления – вопросов нет, - опись почтового вложения и кассовый чек, а вот при непосредственном обращении в ОВМ или МФЦ? Конечно форма бланка предусматривает линию отрыва (и, очевидно, по логике, возвращение отрывной части принимающей стороне), однако Порядок не содержит информации о том, что «должностное лицо (работник), принявшее(ий) уведомление от заявителя, после проверки правильности его заполнения незамедлительно проставляет отметку о приеме уведомления и возвращает заявителю отрывную часть бланка уведомления» [3].

Таким образом, будем полагаться на логику и догадливость сотрудников МВД и МФЦ на местах.

Да, и в заключение – Приказ не раскрывает термин «убытие». Для гостиниц и иже с ними все понятно: «check-out», выписка из больницы, конец вахты и т.п., а вот как понимать «убытие» организациям, предоставляющим иностранным гражданам находящиеся у них на праве собственности/пользования помещения? Отсутствие мигранта по месту пребывания (в помещении, которое он «регулярно использует для сна и отдыха») в течение какого периода времени будет означать его убытие? Спасает только одно – инициативный порядок уведомления без указания его сроков.

[1] Пункты 7 и 9 Порядка.

[2] Пункт 6 Порядка

[3] По аналогии с процедурой приема уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, установленной пунктом 103 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 23.11.2017 № 881.

Автор: Евгений Володин