Вы успешно подписались на новостную рассылку!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке в письме, которое было отправлено на указанный Вами e-mail.

Новая форма уведомления о прибытии иностранного гражданина

Новая форма уведомления о прибытии иностранного гражданина

Приказом МВД России от 30.07.2019г. № 514 утвержден новый Административный регламент по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее по тексту – Административный регламент). Приказ МВД России от 23.11.2017г. № 881, регулирующий ранее порядок осуществления миграционного учета, признан утратившим силу. Административный регламент вступает в силу с 28.10.2019г. Текст Административного регламента размещен на официальном интернет портале правовой информации: pravo.gov.ru

Административный регламент содержит, по сути, подробный пересказ Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о миграционном учете) и Постановления Правительства от 15.01.2007г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее по тексту – Порядок осуществления миграционного учета). Очевидно, на тот случай, если сотрудники подразделений по вопросам миграции не ознакомлены с ними.

Административным регламентом утверждается новая форма заявления о регистрации иностранного гражданина по месту жительства и новая форма уведомления о прибытии, «адаптированная» к действующему законодательству о миграционном учете иностранных граждан. Форма уведомления утверждена Приложением № 3 к Приказу МВД России от 30.07.2019г. № 514. Новую форму уведомления необходимо использовать с 28.10.2019г. Новая форма отличается от «старой» формы незначительно (добавлено количество знакомест в некоторых графах, введены графа «номер телефона» иностранного гражданина (указывается при наличии, следовательно указываться не будет) и графа «наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользованием жилым или иным помещением» в которую необходимо вносить реквизиты свидетельства на право собственности на помещение, предоставляемое иностранному гражданину для проживания и реквизиты договора аренды такого помещения.

Использование «старой» формы уведомления чревато привлечением принимающей стороны к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

За что сразу цепляется глаз, - впервые за все время существования Административных регламентов по осуществлению миграционного учета, в новом Административном регламенте отсутствует информация о порядке приема граждан и график приема заявителей. В соответствии с пунктом 11 Административного регламента такая информация подлежит размещению на информационных стендах подразделений по вопросам миграции (что несомненно крайне удобно руководству таких подразделений, поскольку оставляет место для маневра в случае конфликта интересов с заявителями).

Напоминаю, что законодательством установлены сроки для регистрации иностранных граждан по месту жительства и их постановке на учет по месту пребывания, а именно 7 рабочих дней, однако законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия «рабочий день». Равно как не содержат этого определения Налоговый Кодекс [1] и Гражданский Кодекс [2]. Как ни странно отсылка к трудовому законодательству тоже не расставит точки над «i» в данном вопросе.

Дело в том, что в соответствии с частью 2 статьи 111 ТК РФ общим выходным днем является воскресенье, а вот, что касается второго выходного дня – то он предоставляется при пятидневной рабочей неделе, но вовсе необязательно это будет суббота. Так что, считая за рабочие дни рабочую неделю с понедельника по пятницу, мы скорее действуем по привычке, руководствуясь сложившимися стереотипами.

Единственное, что можно безусловно принять - нерабочие праздничные дни, которые устанавливаются статьей 112 ТК РФ. Правом их переноса наделено Правительство [3]. Также согласно части 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» органы государственной власти в субъектах РФ вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Так что гарантированно нерабочими днями можно признать лишь воскресенье и нерабочие праздничные дни.

В свете вышеизложенного, руководствоваться в данной ситуации приходится графиком приема заявителей (в том числе юридических лиц), установленным отдельно в каждом органе миграционного учета [4] и в нашем случае, размещенном на информационном стенде в соответствующем подразделении по вопросам миграции.

Изложенное выше корреспондирует норме пункта 1 статьи 194 ГК РФ, согласно которой, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Но, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

В Административном регламенте приводится перечень документов, предоставляемых при регистрации иностранных граждан по месту жительства (напомню, что такое возможно лишь для мигрантов, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации). Перечень не содержит ничего такого, что не было бы приведено в Законе о миграционном учете и Порядке осуществления миграционного учета.

Так, установлено, что для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона к уведомлению о прибытии прилагает:

1. Копии всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, которые содержат информацию о данном иностранном гражданине и (или) имеют отметки о пересечении Государственной границы Российской Федерации либо иного иностранного государства (то есть всех заполненных страниц паспорта)

2. Копию документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым иностранному гражданину для фактического проживания (договор, свидетельство о праве собственности либо иной документ)

3. Копию миграционной карты иностранного гражданина (при постановке на учет по месту пребывания иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, миграционная карта не предоставляется) [5].

Сотрудникам подразделений по вопросам миграции прямо запрещается требовать представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами [6].

Согласно части 2 статьи 5.63 КоАП РФ требование должностным лицом федерального органа исполнительной власти для предоставления государственных услуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации влечет наложение на них административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Рассматривается данное административное правонарушение органами прокуратуры.

Таким образом, истребование сотрудниками органов миграционного учета трудового договора при постановке на учет иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность на основании патента, недопустимо (Главк Московской области спустил на «землю» такое указание об истребовании трудового договора в отношении «патентщиков» и Главк понять можно – прокуратура проверять будет тех, кто требует, а не тех, кто на словах дал такое указание).

Административным регламентом закреплены случаи предоставления трудового или гражданско-правового договора у принимающей стороны при постановке на миграционный учет отдельных категорий иностранных граждан (не всех, а отдельных категорий).

Трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) предоставляется в отношении:

  • Трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза (сразу оговорюсь, что речь здесь идет не просто о гражданах Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, но о гражданах этих государств, которые работают на территории России на основании трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ/оказание услуг). В данном случае речь идет о ситуациях, когда указанные граждане уже работают в России, по каким-то причинам выехали (отпуск, праздники) и въехали заново, то есть о «первичке».

Дополнительно для членов семей указанных выше граждан предоставляются документы, подтверждающие степень родства [7].

  • Иностранных граждан, поставленных на учет по адресу организации-работодателя (в случае, если иностранный гражданин фактически проживает в помещении по адресу организации-работодателя либо в помещении, принадлежащем организации-работодателю, не имеющем адресных данных, например, в бытовке, стоящей на балансе работодателя).

Дополнительно в таком случае предоставляется письмо руководителя организации или иного уполномоченного должностного лица, подпись которого скрепляется печатью организации (при ее наличии), в орган миграционного учета о фактическом проживании иностранного гражданина в помещении данной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном [8].


[1] В соответствии с положениями пунктом 6 и 7 статьи 6.1 НК РФ рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. (В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Руководствоваться НК РФ в данном случае нельзя поскольку он регулирует законодательство о налогах и сборах, а не миграционный учет иностранных граждан.)

[2] Порядок исчисления сроков установлен Главой 11 ГК РФ

[3] Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 875 «О переносе выходных дней в 2020 году»

[4] См., например, Решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.05.2015г. по Делу № А33-26710/2014

[5] Пункты 34-34.2, 48.2 Административного регламента

[6] Пункт 50.1 Административного регламента

[7] Пункты 35-35.2 Административного регламента

[8] Пункты 36-36.2 Административного регламента

Автор: Евгений Володин

Поделиться:

Подписка на рассылку