Новое в судебной практике по вопросу уведомлений о заключении и расторжении договоров с иностранными гражданами
1. Необходимость уведомления органов власти в сфере миграции о заключении и прекращении трудовых и гражданско-правовых договоров с гражданами Республики Беларусь.
Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления органа власти в сфере миграции о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон).
С 1 января 2015 года в силу пункта 8 статьи 13 Закона работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина (то есть по сути любое лицо, не имеющего гражданства Российской Федерации), обязаны уведомлять орган власти в сфере миграции о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Однако, нормы международного права превалируют над нормами российского законодательства (в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Так, Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее - Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4) установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Как следует из содержания Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4, в отношении граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в Российской Федерации, и их работодателей, не применяются положения Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, устанавливающие особенности труда иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе положения статьи 13 названного Федерального закона.
Такое положение вещей исключает возможность привлечения к административной ответственности за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления о заключении или прекращении (расторжении) договора с гражданами Республики Беларусь (см. Постановление Верховного Суда РФ от 30 мая 2017 года № 78-АД17-19).
2. Необходимость уведомления органов власти в сфере миграции о прекращении трудовых и гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, получившими гражданство Российской Федерации.
Первый вопрос, который возникает у кадровой службы – что делать в случае получения иностранным работником российского паспорта?
В большинстве случаев кадровики обращаются за помощью почему-то к «своим» инспекторам в органах миграционного учета (а не в инспекцию по труду, в ведении которой находятся вопросы оформления, сопровождения и прекращения трудовых отношений с работниками). А те, не мудрствуя лукаво, советуют расторгнуть договор с работником как с иностранцем и заключить новый уже как с россиянином.
На мой взгляд ответ кроется на поверхности – основания для прекращения договора с работником прописаны в Главе 13 ТК РФ и, касательно, иностранных граждан – в статье 327.6 ТК РФ и не предусматривают такого основания как изменение гражданства работника.
Таким образом, в данной ситуации речь пойдет лишь о заключении дополнительного соглашения к договору в связи с изменением реквизитов документа, удостоверяющего личность работника и исключения из договора реквизитов разрешения на временное проживание, вида на жительство и полиса ДМС.
Что касается уведомления органа власти в сфере миграции – оснований такого уведомления только два – заключение и прекращение (расторжение) договора (см. пункт 8 статьи 13 Закона).
Да и действительно, о чем вы хотите известить органы власти – о том, что они сами же выдали человеку российский паспорт?
Далее, при ведении документооборота иностранных работников приходится сталкиваться с ситуациями, когда работник принимается на работу в компанию, будучи иностранным гражданином, а впоследствии приобретает российское гражданство (особенно с учетом того, что в силу абзаца 5 статьи 327.1 ТК РФ между работником, являющимся иностранным гражданином и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные статьей 59 ТК РФ, когда заключается договор срочный), после чего увольняется.
Как вести себя в подобных случаях, извещать или нет органы власти и если извещать, то о чем, - на протяжении последних лет этот вопрос занимал умы многих работодателей.
Установление законодателем обязанности работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина уведомлять орган власти в сфере миграции о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора направлено на обеспечение выполнения указанным органом исполнительной власти своих полномочий по осуществлению миграционного контроля за трудовой деятельностью иностранных граждан.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 2 Закона иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Поскольку на момент расторжения заключенного с таким работником трудового договора он приобрел гражданство Российской Федерации, вследствие чего утратил статус иностранного гражданина, отпала необходимость осуществления миграционного контроля за его трудовой деятельностью.
Следовательно, обязанность уведомлять орган власти в сфере миграции о расторжении заключенного с таким работником трудового договора отсутствует (см. Постановление Верховного Суда РФ от 26 июня 2017 г. № 81-АД17-17).