Новые правила применения профстандартов с 1 июля 2016 года
С 01 июля 2016 профессиональные стандарты в государственных внебюджетных фондах, государственных и муниципальных учреждениях и организациях с государственным участием должны применяться поэтапно, согласно планам, утвержденным ими с учетом мнений представительных органов работников.
Указанные планы должны включать:
список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава указанных организаций, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
этапы применения профессиональных стандартов;
перечень локальных нормативных актов и других документов, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
Реализация вышеуказанных мероприятий должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.Рассмотрим подробнее все мероприятия, осуществляемые в рамках каждого этапа.
В первую очередь, работодателю необходимо утвердить «План поэтапного применения профессиональных стандартов», в котором кроме самих мероприятий должны быть указаны сроки выполнения и ответственный исполнитель.
В Плане в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 584 указываются следующие этапы применения профессиональных стандартов:
Создание рабочей группы, в состав которую, как правило, входят члены комиссии – руководитель организации (учреждения) и его заместители, руководители структурных подразделений, специалист по персоналу (кадрам), представитель первичной профсоюзной организации. Это позволит объективно разрешить всевозможные спорные вопросы при внедрении профессиональных стандартов. Необходимо будет назначить ответственного руководителя рабочей группы, на которого возлагается обязанность координации участников и контроля установленных сроков проведения мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. Состав рабочей группы и порядок ее работы целесообразно закрепить в приказе, подписанном руководителем организации (учреждения).
1. Составление списка всех профессиональных стандартов, которые «при первом приближении» могут относиться к тем видам деятельности, по которым есть работники в организации (учреждении). Данный перечень необходимо обновлять не реже, чем раз в квартал. В любом случае, необходимо будет проанализировать весь реестр профессиональных стандартов во избежание пропуска или дублирования стандартов в организации (учреждении). Основная сложность заключается в том, что выборку профессиональных стандартов придется производить, не опираясь на наименование должности, а на трудовые функции, описанные в профессиональном стандарте.
2. Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.
Следует помнить, что нет ничего постоянного, и изменения в профессиональные стандарты будут вноситься, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.
Ведение реестра профессиональных стандартов, его актуализация и размещение осуществляется на специализированном сайте Минтруда России "Профессиональные стандарты" ФГБУ "НИИ труда и социального страхования" Минтруда России: http://profstandart.rosmintrud.ru. Включению в реестр подлежат профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России в установленном порядке, в 10-дневный срок после их государственной регистрации Минюстом России.
3. Следующим пунктом плана поэтапного применения профессиональных стандартов следует анализ соответствия должностных обязанностей, установленных работникам в трудовых договорах, должностных инструкциях и иных документах, обобщенной трудовой функции (ОТФ) и трудовым функциям, установленными профессиональными стандартами. В случае выявления отклонения должностных обязанностей, выполняемых работником, от обобщенной трудовой функции и трудовых функций, установленных в профессиональном стандарте, работодателю необходимо будет решить вопрос об оформлении дополнительной работы или исключить «непрофильную» трудовую функцию из перечня должностных обязанностей работника.
Поручаемая работнику дополнительная работа по другому профессиональному стандарту может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по тому же профессиональному стандарту может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другому, так и по тому же профессиональному стандарту.
Поручение дополнительной работы актуально, в частности, когда в организации не укомплектован штат работников или невозможно приостановить работу на время отсутствия работника из-за болезни, командировки, ежегодного отпуска, отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком и других причин.
Законодателем не определена форма поручения дополнительной работы работнику, это может быть приказ о поручении дополнительной работы, дополнительное соглашение к трудовому договору или просто соглашение о дополнительной работе, главное, чтобы в данном документе были указаны следующие условия (ч. 1 - 3 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ):
о поручении работнику дополнительной работы с его письменного согласия;
должности (профессии), по которой работнику поручается дополнительная работа;
содержании работы;
ее объеме;
сроке, в течение которого будет выполняться такая работа;
размере доплаты.
4. Следующим этапом является анализ соответствия наименований должностей согласно штатному расписанию с наименованиями должностей в профессиональных стандартах. Согласно ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации наименования должностей, профессий или специальностей в трудовых договорах и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках либо профессиональных стандартах, если Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям).
Таким образом, в этом случае при составлении штатного расписания, заполнении трудовой книжки работника, а также при изменении тарифного разряда в части наименования должности работника следует руководствоваться действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональными стандартами. В профессиональных стандартах в разделе «Характеристика обобщенных трудовых функций» часто указано несколько вариантов наименования должностей на выбор работодателя.
То есть, в случае выявленных расхождений работодателю необходимо пересмотреть штатное расписание и внести изменения в трудовой договор и трудовую книжку работника.
5. После выявления «родных» профессиональных стандартов, определения и оформления дополнительной работы, решения вопроса о переименовании должности, работодателю уже будет виден квалификационный уровень работника и соответственно квалификационные требования к данной должности. Следующим этапом будет проведение проверки работников на соответствие «базовым» требованиям профессионального стандарта (опыт и образование) для конкретной обобщенной трудовой функции.
В дополнительных характеристиках профессионального стандарта устанавливаются вид профессионального образования и направление подготовки в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО), которые будут являться для данного вида деятельности профильным. В случае отсутствия профильного образования - наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам, которые уточняются в разделе «Трудовые функции» профессионального стандарта.
По мнению Минтруда России от 05.04.2016 "По вопросам применения профессиональных стандартов", если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако следует помнить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. № 584 установлен срок окончания этапов внедрения профессиональных стандартов, таким образом, после 01 января 2020 года требования к квалификации работников должны соответствовать именно профессиональному стандарту.
6. Следующий пункт Плана поэтапного применения профессиональных стандартов следует внесение изменений в локальные нормативные акты.
В связи с необходимостью пересмотра штатного расписания в случае выявления расхождений наименований должностей, изменения или уточнения функционала работников, установлении доплаты при выявлении дополнительной работы, работодателю придется вносить много изменений в локальные нормативные акты организации (учреждения). В перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, войдут коллективный договор (при наличии), Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об оплате труда, Положение о премировании и других стимулирующих выплатах, локальные акты по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, должностные инструкции, трудовые договора и другие нормативные документы организации.
Необходимо помнить, что изменения в локальные нормативные акты вносятся с учетом мнения представительного органа работников с соблюдением процедуры согласно ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации.
7. Последним пунктом Плана поэтапного применения профессиональных стандартов является составление сведений о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций, о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке. Можно сказать, что это на сегодня самый болезненный вопрос при внедрении профессиональных стандартов. Получение дополнительного профессионального образования требует существенных денежных затрат, вопрос стоит ребром – кто будет платить?
Согласно статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Работодателю необходимо будет составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год, но с учетом, что все работники по своим квалификационным требованиям к 01.01.2020 года должны соответствовать профессиональным стандартам. Правительство Российской Федерации закрепило обязанность дополнительного профессионального образования на работодателей-организации, которые финансируются из бюджета. Коммерческие организации самостоятельно решают вопрос об обучении своих работников.
Необходимо помнить, что План поэтапного применения профессиональных стандартов утверждается с учетом мнения представительного органа работников. В соответствии со ст. 29 Трудового Кодекса Российской Федерации представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.
Следует также учитывать, что если в организации действует первичная профсоюзная организация, которая объединяет более половины работников, то она становится представителем всех работников данного работодателя. Статьей 37 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено в том случае, если две и более первичных профсоюзных организаций не объединяют более половины работников данного работодателя, то
две и более первичные профсоюзные организации могут создать единый представительный орган;
на общем собрании (конференции) работников может быть избрана первичная профсоюзная организация, которой будет поручено представлять интересы всех работников.
При принятии утверждении «Плана поэтапного применения профессиональных стандартов», работодатель должен соблюсти порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, который определен в ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации. Немало вопросов возникает при согласовании утверждении локальных нормативных актов и других распорядительных документов в организации с первичным профсоюзным органом.
Согласно ч. 1 ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации перед принятием решения работодатель направляет проект документа (приказа, распоряжения, локального нормативного акта и др.) и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Профсоюзу отводится пять рабочих дней со дня получения проекта документа для направления работодателю мотивированного мнения.
Проект локального акта, приказа и документов, обосновывающих необходимость принятия решения, следует направлять с сопроводительным письмом, в котором нужно указать наименование документов, количество листов и экземпляров каждого документа.
Мнение выборного органа первичной профсоюзной организации должно быть обоснованным. То есть если профсоюз не согласен с решением работодателя, он должен письменно разъяснить, с чем конкретно он не согласен. При этом Работодатель вправе не учитывать мнение профсоюза, если оно получено по истечении пяти рабочих дней со дня направления проекта документа.
Если работодатель не согласен с мнением профсоюза, он обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения (ч. 3 ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации). Если после проведения таких консультаций согласия по принимаемому решению не будет достигнуто, то разногласия оформляются протоколом.
После совершения всех указанных выше действий работодатель вправе принять локальный акт, издать приказ или другое распорядительное решение без согласия профсоюза. Однако при этом последний может обжаловать решение работодателя в соответствующей государственной инспекции труда или в суде (ч. 4 ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
Следует также отметить, что трудовое законодательство не содержит норм, определяющих универсальную форму по передаче полномочий коллектива работников на представительство тому органу, который им был избран, как, например, доверенность в гражданской праве. На практике на уровне отдельного работодателя чаще всего объем прав представительного органа определяет общее собрание или конференция работающих. Отсутствует в трудовом праве и свой особый механизм наделения полномочиями на представительство от имени работников.
Таким образом, в порядке осуществления социального партнерства работодателю и представительным органам работников рекомендуется установить правило об учете мнения и согласовании локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, с представительным органом работников, действующим в организации. Такое решение фиксируется в коллективном договоре или соглашении.
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации определило, наконец, сроки внедрения профессиональных стандартов – до 01.01.2020 года. В этот срок – три с половиной года, работодателям-организациям, финансируемым из бюджета, необходимо решить вопрос о переподготовке своих специалистов и сформировать штатный состав организации в соответствии с требованиями к квалификации каждого специалиста.