Особенности оформления иностранных граждан в филиалах, представительствах и дочерних организациях иностранных компаний, зарегистрированных на территориях государств - членов ВТО
С 10.01.2014г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013г. № 390-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994г.», которым в Закон о правовом положении иностранных граждан была введена статья 13.5, регулирующая порядок выполнения работ (оказания услуг) указанной категорией иностранных граждан.
Статья 13.5 Закона распространяется на иностранных граждан, которые не менее года работают в иностранных компаниях, зарегистрированных на территории государств – членов ВТО, и направляются для осуществления трудовой деятельности:
в представительства указанных компаний, расположенные в России, для замещения должности, связанной с руководством и координацией деятельности представительства (включая должность руководителя представительства). При этом количество таких работников не может превышать пяти человек, а в банковской сфере - двух человек в пределах численности работников представительств согласованной при аккредитации уполномоченным аккредитирующим органом;
в качестве так называемого «ключевого персонала» в филиал или дочернюю организацию иностранной компании (зарегистрированные в установленном порядке на территории РФ). Перечень сведений, подтверждающих отнесение юридического лица к дочерней организации иностранной коммерческой организации, зарегистрированной на территории государства - члена Всемирной торговой организации утвержден Приложением к Приказу Минфина России от 02.10.2014 № 110н.
При этом под «ключевым персоналом» понимаются сотрудники иностранных коммерческих организаций, направляемые в их филиалы или дочерние организации, расположенные на территории Российской Федерации, для:
а) замещения должности руководителя;б) замещения других должностей, но при условии, что предполагаемая заработная плата будет составлять не менее двух миллионов рублей из расчета за один год (365 календарных дней), сами работники обладают высоким уровнем квалификации и (или) незаурядными знаниями. Требования к уровню квалификации таких иностранных граждан утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 № 424 и включают документальное подтверждение не менее чем 2-х из следующих 5-ти условий:
наличие опыта работы не менее 4 лет в области оказания услуг, предоставляемых на территории Российской Федерации дочерней организацией или филиалом иностранной коммерческой организации, в которые направляется иностранный гражданин;
наличие ученой степени и (или) ученого звания, признаваемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
наличие рекомендательного письма, подтверждающего высокий уровень квалификации и (или) незаурядные знания, от иностранной организации, направляющей данного иностранного гражданина;
наличие рекомендательного письма от профессиональной ассоциации или организации либо их союза, членом которых является иностранная коммерческая организация и (или) иностранный гражданин;
наличие достижений в конкретной области деятельности, подтвержденных патентами, авторскими свидетельствами, научными публикациями, документами, содержащими сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных, или документами, представленными организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала.
Дополнительным требованием является наличие действующего на момент въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации договора (полиса) медицинского страхования либо договора, заключенного работодателем с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.
Таким образом, к указанной категории иностранных граждан предъявляются требования, значительно более жесткие, нежели для привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов, что изначально делает норму Закона «мертворожденной», несмотря на упрощенный порядок получения разрешительных документов на право осуществления указанными иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, который предполагает, что:
работодателю (заказчику работ/услуг) для привлечения указанных иностранных граждан к трудовой деятельности не требуется получать разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
разрешения на работу указанным иностранным гражданам выдаются без учета квоты (вне зависимости от того, в визовом или безвизовом порядке они прибывают в Российскую Федерацию), равно как и приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
разрешения на работу могут быть выданы сроком до 3-х лет с возможностью неоднократного продления на срок до 3-х лет (при наличии заключенного на соответствующий срок трудового или гражданско-правового договора – по аналогии с иностранными ВКС;
разрешения на работу могут действовать на территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Следует особо отметить, что иностранным гражданам с указанным статусом, которые въехали в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в качестве разрешительного документа выдается именно разрешение на работу, а не патент. Форма разрешения на работу утверждена Приказом МВД России от 19 июня 2017 г. № 390 «Об утверждении форм бланков разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства» (для граждан из государств с визовым и безвизовым режимом въезда в Россию соответственно).
Однако, перечень документов, необходимых для получения такого разрешения на работу включает значительно большее количество документов, по сравнению теми, которые необходимы для получения разрешений другим категориям иностранных граждан:
ходатайство о выдаче разрешения на работу. Форма утверждена Приказом ФМС России от 24.02.2014г. № 125 (вступил в силу 30.03.2014г.). Требования к сведениям, необходимым для включения в ходатайство, установлены пунктом 12 статьи 13.5 Закона о правовом положении иностранных граждан;
копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
документ, подтверждающий осуществление трудовой деятельности иностранным работником в направляющей его иностранной коммерческой организации не менее одного года в течение периода, непосредственно предшествующего направлению в Российскую Федерацию;
решение иностранной коммерческой организации о направлении иностранного гражданина в свой филиал, представительство или дочернюю организацию иностранной коммерческой организации. Состав обязательных реквизитов решения утвержден Приложением к приказу Минфина России от 02.10.2014г. № 110н (вступил в силу 30.11.2014г., то есть почти через год после введения в правовое поле указанной категории иностранных работников);
сведения о юридическом лице, подтверждающие его отнесение к дочерней организации иностранной коммерческой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации [1];
проект трудового договора между направляемым иностранным гражданином и дочерней организацией иностранной коммерческой организации;
письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, привлеченного для осуществления трудовой деятельности в соответствии с настоящей статьей;
копия трудового договора между направляемым иностранным гражданином и иностранной коммерческой организацией (для иностранных граждан, направляемых в филиал или представительство иностранной коммерческой организации);
копия договора (полиса) медицинского страхования, заключенного иностранным гражданином со страховой организацией, либо договора, заключенного работодателем с медицинской организацией, на получение иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи;
квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу.
Срок оформления разрешения на работу составляет 30 рабочих дней. Порядок оформления разрешения установлен пунктом 43 Административного регламента, утв. Приказом ФМС России от 30.10.2014г. № 589.
Перечень документов, необходимых для продления срока действия выданного разрешения на работу указанной категории иностранных граждан утвержден пунктом 15 статьи 13.5 Закона. Порядок продления выданного разрешения на работу установлен пунктом 44 Административного регламента, утв. Приказом ФМС России от 30.10.2014г. № 589.
В случае изменения в течение срока действия разрешения на работу фамилии, имени, отчества иностранного гражданина или реквизитов документа, удостоверяющего его личность, на него возложена обязанность по обращению в органы ФМС России для внесения соответствующих изменений в разрешительный документ [2].
Вместе с тем, законодательство допускает возможность внесения изменений в разрешение на работу в случае необходимости осуществления иностранным гражданином, трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу [2].
В случае неисполнения работодателем принятых на себя перед иностранным гражданином обязательств, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, а равно условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином, филиал, представительство или дочерняя организация иностранной коммерческой организации вправе вновь привлекать иностранного гражданина на таких же условиях не ранее чем через два года со дня, когда соответствующие обстоятельства стали известны органам ФМС России (аналогичная норма установлена в отношении работодателей, привлекающих иностранных ВКС с той лишь разницей, что законодательно не установлен институт принятия решений о запрете работодателю в течение двух лет привлекать иностранных граждан с указанным правовым статусом. В этом случае в качестве меры ответственности предусмотрен отказ в продлении ранее оформленного иностранному гражданину разрешение на работу).
С учетом вышеизложенного, можно говорить о том, что применение статьи 13.5 Закона о правовом положении иностранных граждан вряд ли найдет широкое распространение, прежде всего в силу повышенных требований законодателя к вводимой категории иностранных работников. Скорее, принятие ФЗ РФ № 390-ФЗ следует рассматривать как «акт вежливости» со стороны государства в связи с принятием на себя обязательств в рамках международного договора.
[1] См. Приложение к Приказу Минфина России от 02.10.2014 № 110н
[2] Пункт 17.1 статьи 13.5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»