Вы успешно подписались на новостную рассылку!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке в письме, которое было отправлено на указанный Вами e-mail.

Особенности привлечения к трудовой деятельности в России визовых иностранцев. Институт квотирования.

Особенности привлечения к трудовой деятельности в России визовых иностранцев. Институт квотирования.

Особенности регулирования рынка труда иностранных работников, прибывающих в Россию в порядке, требующем получения визы (далее по тексту - визовые иностранцы, иностранцы-визовики, иностранные работники-визовики), установлены статьей 18.1 Закона о правовом положении иностранных граждан и предполагают ежегодное определение потребности в привлечении и использовании иностранных работников Правительством РФ.

Потребность в привлечении иностранных работников определяется через реализацию института квотирования, закрепленного в Концепции Государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, утв. Президентом РФ, которая определяет квотирование привлечения иностранной рабочей силы как регулирование численности иностранных работников, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации [1].

Квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы устанавливаются Правительством РФ на основании ежегодно определяемой потребности и фиксируют:

а) количество документов, выдаваемых визовым иностранцам на право въезда на территорию Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности (квота на выдачу приглашений [2]);
б) количество документов, выдаваемых на право осуществления трудовой деятельности (квота на выдачу разрешений на работу [3]).

При этом квоты на выдачу разрешений на работу устанавливаются с учетом профессии, специальности, квалификации иностранцев, страны их происхождения, а также с учетом региональных особенностей рынка труда. Как правило, квоты формируются из расчета именно профессии, специальности, квалификации иностранных граждан и их гражданской принадлежности с учетом востребованности профессий на региональном рынке труда. При этом гражданская принадлежность иностранных граждан зачастую играет определяющий фактор. Например, принимается во внимание, относится ли государство исхода иностранного гражданина к странам миграционного риска (является ли «миграционно опасной страной»). Решения о том, какие иностранные государства относятся к странам миграционного риска, принимаются Межведомственной комиссией по упорядочению въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, созданной на основании совместного приказа от 30.03.2005г. МИД России № 3769, МВД России № 227, Минздравсоцразвития № 244, ФСБ России № 183, Службы внешней разведки РФ № 20.

Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников-визовиков и утверждению квоты на выдачу им приглашений на въезд в Российскую Федерацию и разрешений на работу (далее - Правила, Правила подготовки предложений) в соответствии с пунктом 1 статьи 18.1 Закона о правовом положении иностранных граждан устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время они утверждены Постановлением Правительства от 12.09.2013г. № 800.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовка предложений по определению потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников-визовиков и утверждению квот осуществляется Минтруда России на основании обоснованных предложений исполнительных органов государственной власти субъектов о потребности в привлечении иностранных работников.

Правила определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников утверждены Приказом Минтруда России от 23.01.2014 № 27н.

Потребность определяется на основании заявок работодателей о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг) в предстоящем году. Форма заявки установлена Приложением № 1 к Правилам, утв. Приказом Минтруда от 23.01.2014г. № 27н.

В случае необходимости увеличения или уменьшения ранее обозначенной работодателем потребности в привлечении иностранных работников он вправе заявить об этом, опять же через подачу заявки (форма заявки предполагает возможность указать цель обращения – сообщение о потребности, увеличения или уменьшения потребности). Подать заявку об изменении потребности допускается как на текущий год, так и на год предстоящий. Рекомендации по заполнению заявки утверждены Приложением № 2 к Приказу Минтруда от 23.01.2014г. № 27н. Время подачи заявки в течение календарного года законодательством не ограничено. Однако, работодателям приходится принимать во внимание сроки рассмотрения заявок соответствующими органами. На практике можно, пожалуй, обозначить крайний срок их подачи как август – сентябрь.

Заявки предоставляются работодателями в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации на бумажном носителе или в электронной форме через портал: www.migrakvota.gov.ru. Интерент-ресурс позволяет заполнить заявку в электронной форме и отправить ее в уполномоченный орган, а также отслеживать ее статус. Предоставление каких-либо иных документов, помимо заявки в уполномоченный орган работодателем не предусмотрено.

Уполномоченный орган субъекта РФ по поступлении заявок либо направляет их на доработку работодателю (в случае если форма или содержание заявки не соответствуют установленным требованиям), либо представляет их на рассмотрение членам межведомственной комиссии субъекта Российской Федерации по вопросам привлечения и использования иностранных работников. Комиссия формируется из числа представителей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта Российской Федерации, а также заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, включая органы МВД, ФНС, территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости, и пр. (далее - комиссия субъекта).

Комиссия субъекта является своего рода первым ситом, через которое проходит отсев заявок работодателей в части их востребованности на местном рынке труда и проверки «кредитной истории» работодателя. Перечень критериев, которыми обязана руководствоваться Комиссия субъекта при рассмотрении заявок работодателей является исчерпывающим, и не предполагает возможность полного или частичного отклонения заявки по иным основаниям (например, включения иностранного государства, граждан которого хотел бы привлекать работодатель к трудовой деятельности в список стран миграционного риска).

Комиссия субъекта по итогам рассмотрения заявок направляет соответствующую информацию в Уполномоченный орган субъекта РФ, который оформляет решения комиссии (в течение 3-х календарных дней с момента их принятия) и направляет работодателю уведомление о принятом Комиссией субъекта решении по его заявке (в течение 5-ти календарных дней с момента принятия решения).

Однако, принятие Комиссией субъекта решения об удовлетворении заявки является лишь промежуточным результатом.

В соответствии с пунктом 18 Правил подготовки предложений Уполномоченный орган субъекта РФ не позднее 15 августа текущего года формирует общую потребность региона в привлечении иностранных работников-визовиков на основании решений Комиссии субъекта и не позднее 1 сентября текущего года представляет ее в Минтруд России.

Минтруд России представляет поступившие из регионов сведения о потребности на рассмотрение в межведомственную комиссию (МВК) уже на федеральном уровне. Таким образом, в роли второго сита при формировании потребности в иностранных работниках и квот на их привлечение выступает МВК(Положение о межведомственной комиссии по определению потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников утверждено Приказом Минтруда России от 23.01.2014г. № 28н).

По результатам вынесенных МВК решений Минтруд России:

  • ​представляет в Правительство Российской Федерации проект Постановления Правительства об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранцев-визовиков и утверждении квот на очередной год, предусматривающий установление резерва квот в размере не более 30 процентов согласованных предложений субъектов Российской Федерации;
  • утверждает распределение квот по субъектам России на очередной год (распределение квот происходит с учетом установления резерва квот в размере не более 30 процентов согласованных предложений субъектов Российской Федерации, который расходуется при рассмотрении заявок работодателей об увеличении потребности в иностранных работниках);
  • утверждает перечень профессий (специальностей, должностей) для привлечения иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, на очередной год и размещает его на официальном сайте Министерства.

На основании изложенного выше следует отметить, что в соответствии с нормами законодательства участие работодателя в заявочной компании происходит на «общественных началах» с целью сбора статистической информации для определения той самой потребности в иностранных работниках. Квоты, устанавливаемые Правительством и распределяемые Минтрудом России по субъектам РФ, имеют обезличенный характер. Искусственная привязка работодателей к квоте по принципу «заявил – получил» происходит уже на уровне Приказов Минтруда об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) для привлечения иностранных работников, который дается с разбивкой по работодателям, заявки которых попали в категорию одобренных. Хотя смысловая нагрузка подпункта «в» пункта 4 Правил подготовки предложений по определению потребности в иностранных работниках, утв. Постановлением Правительства от 12.09.2013г. № 800 сводится к фиксации Минтрудом только перечня профессий (специальностей, должностей) по которым предполагается привлекать к трудовой деятельности иностранцев-визовиков.

[1] Подпункт «г» пункта 5 статьи 1 Концепции Государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года

[2] См. пункт 1 статьи 18 Закона о правовом положении иностранных граждан

[3] См. пункт 3 статьи 18 Закона о правовом положении иностранных граждан

Поделиться:

Подписка на рассылку