Порядок продления срока пребывания иностранных граждан, работающих в России на основании патента
Обзорная справка по вопросу рассмотрения судами административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Диспозиция части 4 статьи 18.9 КоАП РФ предусматривает неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон) под миграционным учетом иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - миграционный учет) понимается государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона в случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, соответствующие данные должны сообщаться в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее по тексту – Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007г. № 9 (в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона).
К числу сведений об иностранным гражданине, об изменении которых принимающая сторона обязана в установленный законом срок сообщать в органы ФМС России, относятся заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации (пункт 9 части 1 статьи 9 Федерального закона).
В соответствии с пунктом 42 Правил при изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1 - 9 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона, принимающая сторона или иностранный гражданин в случаях, предусмотренных частями 3 [1] и 4 [2] статьи 22 Федерального закона, обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов.
Таким образом, принимающая сторона - то есть лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает либо осуществляет трудовую деятельность (находится) [3], и которая свое согласие в соответствии с пунктом 25 Правил на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации – в течение 3-х рабочих дней со дня изменения сроков пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации обязана сообщить об этом в органы ФМС России в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 115-ФЗ) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Таким образом, сама по себе уплата фиксированного авансового платежа не является подтверждением продления срока пребывания иностранного гражданина.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.
Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется [4].
Таким образом, срок пребывания иностранного гражданина продлевается всякий раз после уплаты фиксированного авансового платежа в виде налога на доходы физических лиц на период, за который произведена уплата.
Принимающая сторона в течение 3-х рабочих дней с даты уплаты иностранным гражданином (налогоплательщиком) фиксированного авансового платежа в виде налога на доходы физических лиц в соответствии с требованиями пункта 42 Правил обязана сообщить об этом в установленном порядке в органы ФМС России представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов.
Отсутствие действий принимающей стороны по своевременному обращению в органы ФМС России с сообщением об изменении срока пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина после уплаты им фиксированного авансового платежа в виде налога на доходы физических лиц, образует состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ (сумма штрафа для юридических лиц установлена в размере от 400 000 до 500 000 рублей).
С учетом годичного срока давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере миграции нарушение принимающей стороной порядка продления срока пребывания иностранцев, работающих по патенту и уплачивающих налог каждой месяц, только один такой иностранец может "подарить" вам до 10 эпизодов нарушений.
[1] При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином (не может быть применено в случае, если принимающей стороной является юридическое лицо)
[2] Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (то есть лицо, имеющее вид на жительство в Российской Федерации) с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением.
[3] Пункт 7 части 1 статьи 2 Федерального закона.
[4] Речь идет об отсутствии необходимости продлевать срок действия патента как разрешительного документа на право осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации при уплате фиксированных авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц.