Порядок трудоустройства в России беженцев и лиц, получивших временное убежище
Прежде всего, следует разделить бытовое понятие «беженцы» от правового статуса иностранного гражданина, которому в Российской Федерации может быть предоставлено политическое убежище, временное убежище или статус беженца.
Практика показывает, что иностранцы, и прежде всего граждане Украины, в настоящее время обращаются в компетентные органы за получением двух статусов – «беженца» и «лица, получившего временное убежище». Правовой статус беженца, равно как и иностранца, получившего временное убежище, подтверждается надлежащими документами:
Лицу, признанному беженцем, выдается соответствующее удостоверение. Форма бланка удостоверения беженца утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2011 г. № 356.
Лицу, ходатайствующему о предоставлении временного убежища, по рассмотрении его заявления выдается соответствующее свидетельство. Форма бланка свидетельства о предоставлении временного убежища утверждена Приложением № 3 к Приказу ФМС России от 25 апреля 2011 г. № 81.
Таким гражданам, в соответствии с подпунктами 11 и 12 пункта 4 статьи 13 Закона не требуется получать патент или разрешение на работу, работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
При выдаче удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища, документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина передаются им на хранение в орган, выдавший соответствующий документ [1].
При этом, как удостоверение беженца, так и свидетельство о предоставлении временного убежища являются документами, удостоверяющим личность их владельцев [2] при этом действующими на всей территории России, что в сочетании с отсутствием необходимости получать разрешение на работу не накладывает на данную категорию работников временные либо профессиональные ограничения в части их работы за пределами субъекта местонахождения работодателя.
Таким образом, при трудоустройстве указанной категории иностранных граждан они не могут предъявить паспорт, а в соответствии с положениями статьи 65 Трудового Кодекса предъявляют один из указанных выше документов, реквизиты которого работодателю и следует указывать в трудовом или гражданско-правовом договоре.
Как при приеме на работу, так и при сопровождении трудовых отношений с такими работниками работодатель руководствуется нормами Трудового Кодекса [3].
Однако, беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, остаются иностранными гражданами, в связи с чем работодателю необходимо понимать, какие действия он должен выполнять в отношении этой категории работников в рамках миграционного и налогового законодательства, а также законодательства в сфере социального страхования.
Так, беженцы признаются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации [4], равно как и лица, получившие временное убежище на территории Российской Федерации [5]. Следовательно, предоставлять договор (полис) ДМС при трудоустройстве им не требуется.
Также они признаются застрахованными на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством [6] и работодателю необходимо уплачивать за них взносы, а право на оплату больничного они получают в общем порядке – после уплаты работодателем за них страховых взносов в течение полугода.
В вопросах налогообложения – Налоговый Кодекс устанавливает особый порядок исчисления налоговой ставки в отношении доходов иностранцев, признанных беженцами или получивших временное убежище в Российской Федерации – в размере 13% [7].
О заключении договора с такими работниками (а также о случаях прекращения и расторжения таких договоров) следует уведомлять орган власти в сфере миграции по формам, установленным Приложениями №№ 19 и 20 Приказа ФМС России от 28.06.2010г. № 147.
Что касается миграционного учета беженцев и лиц, получивших временное убежище в Российской Федерации - ни Закон о миграционном учете, ни утвержденные Правительством Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации не устанавливают какого-либо специального режима учета по месту пребывания в Российской Федерации указанных лиц.
Однако, некоторую информацию об этом дает Административный регламент, утвержденный Приказом ФМС России от 29.08.2013г. № 364 (далее по тексту – Административный регламент) установлены порядок осуществления миграционного учета данной категории иностранных граждан.
В соответствии с пунктом 101 Административного регламента указанные граждане подлежат постановке на учет по месту пребывания [8].
При этом установлено, что постановка на учет по месту пребывания иностранных граждан, признанных беженцами, или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, производится в порядке, установленном Правилами осуществления миграционного учета и Административным регламентом.
Согласно положениям пункта 101.3 Административного регламента иностранные граждане, получившие временное убежище на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет по месту пребывания на срок до одного года. Если срок предоставления временного убежища продлен, срок постановки на учет по месту пребывания продлевается на срок до одного года.
Принимающей стороной для указанных иностранных граждан вправе выступить организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. Постановка на учет по месту пребывания может быть произведена по месту нахождения организации-работодателя [9].
Что касается иностранных граждан, признанных беженцами – порядок и правила постановки их на миграционный учет по месту пребывания Административным регламентом не установлены.
Однако, в соответствии с пунктом 101 Административного регламента постановка на учет по месту пребывания иностранных граждан, признанных беженцами, производится территориальным органом ФМС России в порядке, установленном Правилами осуществления миграционного учета и Административным регламентом, то есть на них в полной мере распространяются положения указанных нормативных правовых актов.
Соответственно, иностранцы, имеющие удостоверение беженца, должны быть поставлены на учет по месту пребывания. При этом принимающей стороной для указанных иностранных граждан также вправе выступить организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. Постановка на учет по месту пребывания может быть произведена по месту нахождения организации-работодателя.
[1] Пункт 8 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 10 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274
[2] Абзац 2 пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 9 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274
[3] Статья 11 ТК РФ
[4] Статья 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и подпункт 7 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19.02.1993г. № 4528-1 «О беженцах».
[5] Статья 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пункт 13 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации,утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001г. N 274, подпункт 7 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 19.02.1993г. № 4528-1 «О беженцах».
[6] Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
[7] Абзац 14 пункта 2 статьи 224 НК РФ.
[8] Регистрации по месту жительства подлежат лишь иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство. В связи с этим беженцы и лица, получившие временное убежище, подлежат именно постановке на учет по месту пребывания, наравне с иными иностранцами, временно пребывающими в Российской Федерации.
[9] Пункт 7 части 1 статьи 2 и пункт 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.200г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»