Последствия аннулирования вида на жительство в Российской Федерации для иностранных граждан

Законодательство

cover of news

Ситуация: иностранный гражданин намерен отказаться от вида на жительство (ВнЖ) и получить разрешение на работу высококвалифицированного специалиста (ВКС).

Для принятия такого рода решения необходимо взвесить все за и против:

  • ​положительные аспекты статуса постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина (имеющего вид на жительство);

  • положительные аспекты статуса высококвалифицированного специалиста;

  • последовательность действий иностранного гражданина после аннулирования вида на жительство.

I. Плюсы и минусы, которыми пользуется в Российской Федерации иностранный гражданин, получивший вид на жительство, и его работодатель:Работодатель:

«+» не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников (в случае, если иностранный работник гражданин государства с визовым режимом въезда в РФ);

«+» не требуется получать для работника разрешение на работу;

«+» получает возможность трудоустроить работника на любую вакантную должность, осуществлять внутреннее перемещение работника;

«+» вправе принять на работу иностранца с ВнЖ, выданным в любой точке России

«+» вправе направить работника в командировку или служебную поездку в любой регион России [1];

«+»не обязан оформлять работнику полис ДМС;

«-» Работодатель начисляет и уплачивает взносы во все фонды социального страхования (ФСС, ФОМС, ПФР).

Работник:

«+» не требуется получать разрешение на работу или патент;

«+» не требуется получать визу;

«+» вправе осуществлять трудовую деятельность по любой профессии, виду деятельности, должности, работать по совместительству и совмещать должности;

«+» может осуществлять трудовую деятельность по всей территории России (в случае направления в командировку или при разъездном характере работы за исключением населенных пунктов и территорий, для въезда на которые требуется специальное разрешение органов ФСБ России [2]) без каких-либо ограничений по времени;

«+» вправе находиться на территории РФ непрерывно в течение 5-ти лет с возможностью неоднократного продления ВнЖ;

«+» подлежит обязательному медицинскому страхованию, имеет право на получение полиса обязательного медицинского страхования, медицинская помощь ему оказывается наравне с гражданами Российской Федерации (Письмо Минздрава России от 20 июля 2017 г. № 11-8/3077);

«+» имеет право на оплату больничного листа (поскольку постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин признается застрахованным в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности – см. пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»);

«+» законодательство не предъявляет требований к размеру заработной платы иностранца, получившего ВнЖ в Российской Федерации;

«+» НДФЛ с доходов от трудовой деятельности составляет 13%;

«+» правовой статус работника не зависит от работодателя;

«-» получение ВнЖ не дает возможности оформить разрешительные документы на право пребывания и работы в России членам семьи.

II. Плюсы и минусы, которыми пользуется в Российской Федерации иностранный гражданин, получивший разрешение на работу ВКС и его работодатель:

Работодатель:

«+» не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников (в случае, если иностранный работник гражданин государства с визовым режимом въезда в РФ);

«+» разрешительные документы оформляются максимально быстро (по закону - 14 рабочих дней);

«+» не начисляет и не уплачивает взносы в ФОМС, ПФР. Взносы начисляются и уплачиваются только «на травматизм» (см. статью 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ);

«-» обязан выплачивать работнику заработную плату в размере не ниже 167 000 рублей в месяц;

«-» обязан обеспечить работнику и членам его семьи, находящимся в России, полис ДМС;

«-» работа за пределами региона местонахождения работодателя возможна, только если она носит разъездной характер и этот нюанс отражен в трудовом договоре, либо при направлении в командировку продолжительностью не более 30 дней;

«-» не вправе привлекать работника по профессии, должности, виду деятельности, не указанным в разрешении на работу ВКС. Выполнение функционала, не предусмотренного указанной в разрешении на работу должности (функционал должен соответствовать требованиям, предъявляемым Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985г. № 31/3/30 [3]), расценивается как осуществление трудовой деятельности без соответствующего разрешения на работу и чревато привлечением к административной ответственности работодателя (часть 1 статьи 18.15.КоАП РФ);

Работник:

«+» Работник может осуществлять трудовую деятельность по всей территории Российской Федерации (в случае разъездного характера работы) за исключением населенных пунктов и территорий, для въезда на которые требуется специальное разрешение органов ФСБ России) без каких-либо ограничений по времени. При направлении работника в командировку продолжительность ее установлена Приказом Минздравсоцразития РФ от 28.06.2010г. № 564н;

«+» Работник вправе находиться на территории РФ непрерывно в течение 3-х лет с возможностью неоднократного продления разрешения на работу и визы при условии продолжения трудовых отношений с работодателем, готовым выплачивать ему заработную плату в размере не меньшем, чем установлено для иностранных ВКС (как правило – не менее 167 000 рублей в месяц);

«+» НДФЛ с доходов от трудовой деятельности работника составляет 13%;

«+» может получить вид на жительство в пределах срока действия разрешения на работу и трудовых отношений с работодателем;

«+» Членам семьи работника может быть:

- оформлена многократная виза на срок действия визы самого работника; - оформлен вид на жительство на срок действия разрешения на работу работника; - оформлено разрешение на работу.

«-» вправе осуществлять трудовую деятельность только по профессии, должности, виду деятельности, указанным в разрешении на работу ВКС. Выполнение функционала, не предусмотренного указанной в разрешении на работу должности, расценивается как осуществление трудовой деятельности без соответствующего разрешения на работу и чревато привлечением к административной ответственности работника (статья 18.10 КоАП РФ);«-» Иностранные ВКС получают медицинскую помощь на территории России в пределах полиса добровольного медицинского страхования, которым их обеспечивает работодатель. Получение медицинской помощи большего объема производится на платной основе;«-» не оплачиваются больничные листы;«-» законодательство предъявляет требования к зарплате работника для поддержания его статуса. Как правило – не менее 167 000 рублей в месяц. Правовой статус работника зависит от размера зарплаты и длительности трудовых отношений с работодателем (в случае расторжения договора работник теряет статус ВКС);

III. Какие последствия для иностранного гражданина повлечет отказ от ВнЖ в России?

Основания аннулирования вида на жительство (ВнЖ) иностранного гражданина в Российской Федерации установлены статьей 9 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон).Несмотря на то, что статья 9 Закона не предусматривает в качестве основания для аннулирования ВнЖ обращение самого иностранного гражданина с указанной просьбой, при условии указания им в обращении в качестве основания аннулирования ВнЖ предполагаемый выезд из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания (подпункт 10 пункта 1 статьи 9 Закона), подобное обращение полагаю возможным;

В случае, если вид на жительство, выданный иностранному гражданину, аннулирован, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней (пункт 2 статьи 31 Закона).

Последствия невыезда из РФ в течение указанного срока:

Иностранный гражданин, не покинувший территорию РФ в указанные сроки, подлежит депортации (пункт 3 статьи 31 Закона). Депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (абзац 17 пункта 1 статьи 2 Закона).

Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (пункт 9 статьи 31 Закона).

Из Российской Федерации такие иностранные граждане выезжают на основании решения о депортации (абзац 7 статьи 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").

Въезд в РФ иностранному гражданину, в отношении которого было принято решение о депортации не разрешается в течение пяти лет со дня депортации (пункт 2 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"). В отношении него принимается решение о неразрешении въезда в РФ в течение указанного срока.

Последствия аннулирования ВнЖ в части трудовых отношений:

Аннулирование вида на жительство в Российской Федерации является безусловным основанием для прекращения трудового договора с иностранным гражданином (пункт 4 части 1 статьи 327.6 ТК РФ).

Прекращение трудового договора с иностранным гражданином влечет за собой обязанность работодателя по уведомлению органа власти в сфере миграции по форме, утв. Приложением № 20 к Приказу ФМС России от 28.06.2017г. № 115-ФЗ.

IV. Возможность получения статуса ВКС после аннулирования ВнЖ и выезда иностранного гражданина из Российской Федерации.

Действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает иностранных граждан после аннулирования вида на жительство в оформлении статуса иностранного высококвалифицированного специалиста.

Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что такое положение вещей приведет к:

  • ​выезду иностранного гражданина из РФ,

  • разрыву трудовых отношений с текущим работодателем;

  • допуску работника к работе после оформления разрешения на работу и визы (что на практике занимает на практике до 1,5 – 2-х месяцев).

[1] См. Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 754 "Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение", Постановление Правительства РФ от 04.07.1992 N 470 "Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан";

[2] Там же;

[3] См., например, Решение Мосгорсуда по Делу № 7-4652.