Вы успешно подписались на новостную рассылку!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке в письме, которое было отправлено на указанный Вами e-mail.

Работа иностранцев на торговых объектах. Способы избежать рисков.

Работа иностранцев на торговых объектах. Способы избежать рисков.

Особенности работы иностранцев на торговых объектах состоят в том, что ответственность за привлечение иностранцев, не имеющих разрешительных документов может быть возложена на собственника объекта.

Дело в том, что на основании ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ предоставление лицом, управляющим торговым объектом (в том числе торговым комплексом):

  • торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса);
  • производственного;
  • складского;
  • торгового;
  • служебного;
  • подсобного или иного помещения (то есть, в принципе любого помещения – и стоило перечислять) другому лицу (юридическому или ИП), которые:
  • не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников (речь идет о визовых иностранцах, для допуска которых к работе работодатель обязан получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а сами иностранцы – получить разрешение на работу);
  • привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу или патента (в основной массе это граждане Азербайджана, Молдовы, Украины, Узбекистана, Таджикистана)

влечет административную ответственность в виде административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 45 000 до 50 000 рублей;
  • на ИП - от 350 000 до 800 000 либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от 450 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут административную ответственность, установленную ч. 3 ст. 18.16 КоАП РФ, а именно штраф

  • на должностных лиц в размере от 45 000 до 70 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 450 000 до 1 000 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Предоставление помещения может быть осуществлено посредством передачи его в аренду или иное владение в соответствии с действующим гражданским законодательством.

При этом ответственность наступает прямо пропорционально количеству иностранцев, задержанных на объекте при отсутствии разрешительных документов у них и фактического работодателя.

Субъектом данного правонарушения (то есть лицом, которое привлекается к ответственности) является лицо, управляющее торговыми объектами (торговыми комплексами).

В силу статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Кроме того, в части работы рынков, по смыслу пунктов 7, 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", в целях организации деятельности по продаже товаров на рынке, управляющей рынком компанией обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с компанией договоры о предоставлении торговых мест, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе путем осуществления ежедневной, до начала работы рынка, проверки соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным названным федеральным законом.

Получается, что нерадивые контрагенты фактически подставляют управляющую компанию, допуская на ее территории к работе иностранцев без разрешительных документов.

Существует ли возможность устранить такого рода риски? Анализ судебной практики показывает, что в ряде регионов России такая практика возможна. Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным за исключением случаев, когда оно предприняло все зависящие от него меры для недопущения правонарушения. Панацею многие видят в том, чтобы документально подтвердить совершение указанных действия по предотвращению правонарушения.

Самым действенным способом, пожалуй, является указание в договоре аренды (субаренды), оказания услуг, условия об обязанности контрагента привлекать к выполнению работ на территории торгового объекта граждан Российской Федерации или иностранных граждан, имеющих действующие разрешения на пребывание и на право работы на территории Российской Федерации, и нести ответственность за отсутствие у них необходимых документов и/или разрешений (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 октября 2014 г. по делу № А45-7512/2014, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 января 2016 г. № Ф06-3946/2015, Постановление суда ХМАО-Югры от 12 декабря 2016 г. по делу № П4А-675/2016, Решение суда ХМАО-Югры от 27 августа 2015г. по делу № 5-707/2015).

Такого рода условия возможно включить в договор и путем подписания к нему дополнительного соглашения в силу которых Контрагент обязан не допускать к деятельности в рамках заключенного договора персонал, не имеющий гражданства Российской Федерации и при этом не имеющий разрешения на работу на территории Российской Федерации, оформленного в соответствии с действующим законодательством, Контрагент гарантирует соблюдение миграционного законодательства Российской Федерации и несет полную ответственность за несоблюдение действующего законодательства Российской Федерации, включая, но не ограничиваясь, трудовое, миграционное, налоговое законодательство, законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Постановление Верховного суда от 24 декабря 2013 г. № 18-АД13-34).

Дополнительное письменное извещение контрагента о порядке и условиях привлечения к трудовой деятельности иностранных работников, также играет положительную роль.

Кроме того, предоставление документов, подтверждающих проведение с периодичностью (например, не реже раза в месяц) проверок арендаторов на предмет, в частности, соблюдения ими установленных законодательством Российской Федерации правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности, что закрепляется ведением соответствующего журнала, введением должности контролера на объекте с функционалом по допуску работников контрагента на территорию объекта (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 июня 2016 г. № Ф06-8686/2016).

Однако, имеется и другая практика, например в Московском регионе само по себе заключение договора с указанными выше формулировками, не признается судами доказательством того, что общество предприняло все от него зависящее… (Постановление Мосгорсуда от 27 июля 2017г. № 4а-3479/2017, Решение Мосгорсуда от 2 октября 2017г. по делу № 7-13888/2017, от 2 ноября 2016г. по делу № 7-12090/2016, от 6 октября 2017г. по делу № 7-13890).

Однако, наличие соответствующих формулировок в заключаемых договорах, документальное подтверждение контроля за деятельностью контрагентов все же лучше чем ничего в ситуации, когда компания столкнулась с проверкой.

Поделится:

Подписка на рассылку