Вы успешно подписались на новостную рассылку!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке в письме, которое было отправлено на указанный Вами e-mail.

Работа иностранцев, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство в России, за её пределами

Работа иностранцев, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство в России, за её пределами

В практике работы российских компаний случаются ситуации, когда работника - иностранца, получившего в России разрешение на временное проживание (далее по тексту - РВП) или вид на жительство, планируется перевести на работу за границу - чтобы свои обязанности по тем или иным причинам работник,например, гражданин Узбекистана, выполнял на Кипре. Какие правовые последствия такой "ход" может иметь для российской компании, решившейся на это, и для самого работника-иностранца?

Вспомним, что правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, равно как особенности осуществления ими трудовой деятельности регулируются Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон).

Однако, согласно положениям статьи 1 Закона его регулирующее действие распространяется на правоотношения, возникающие в связи с осуществлением иностранными гражданами трудовой деятельности именно на территории Российской Федерации.

Работа иностранцев, заключивших контракты с организациями, расположенными на территории Российской Федерации, за пределами России не влечет правовых последствий для работодателя в части соблюдения миграционного законодательства РФ (в этом случае не требуется получения работодателем либо самим иностранцем какого – либо специального правового статуса, уведомления об этом органов власти [1] и пр.).

Вместе с тем, длительное нахождение за пределами Российской Федерации может иметь правовые последствия для самого работника-иностранца в части сохранения его статуса на территории РФ.

Основаниями для аннулирования разрешения на временное проживание, например, являются, в том числе:

  • выезд иностранного гражданина из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания [2]
  • нахождение иностранного гражданина за пределами Российской Федерации более шести месяцев [3].

Размытая трактовка последнего из приведенных оснований дает возможность полагать, что речь идет как о непрерывном, так и совокупном нахождении иностранца за пределами РФ в течение указанного периода времени (хотя правоприменительная и судебная практика по аннулированию РВП и вида на жительство связаны именно с непрерывным пребыванием иностранцев за пределами РФ).

Факт нарушения вскрывается, как правило, в следующих случаях:

  • проверке иностранного гражданина, получившего РВП по учетам органов власти в сфере миграции после подачи им заявления о выдаче вида на жительство в Российской Федерации;
  • при подаче иностранным гражданином ежегодного уведомления о подтверждении факта проживания в Российской Федерации [4]. Утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. N 21 форма такого уведомления предусматривает отдельные графы для указания периодов нахождения иностранного гражданина за пределами Российской Федерации (графа «3» формы).

Таким образом, рассматривать вопрос о переводе работника, получившего в России РВП или вид на жительство на работу, за её пределы, необходимо прежде всего с учетом указанного фактора – учетом интересов работника, и такой перевод не может превышать непрерывно или совокупно более шести месяцев в течение очередного года. В противном случае работник попадает в группу риска и может лишиться в России с таким трудом приобретенного статуса.

[1] В частности, обязанность по уведомлению органов власти в сфере миграции о привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности, закрепленная в пункте 8 статьи 13 Закона, предусматривает необходимость уведомления лишь о заключении, расторжении (прекращении) договора с иностранным гражданином (то есть о его приеме на работу и увольнении). Уведомление об изменении условий или сведений трудового договора (в том числе об изменении режима работы и расположения рабочего места) Законом не предусмотрено.

[2] Пункт 10 части 1 статьи 7 Закона

[3] Пункт 11 части 1 статьи 7 Закона

[4] Иностранец, получивший разрешение на временное проживание в Российской Федерации обязан ежегодно, не позднее 2-х месяцев до истечения очередного года со дня получения РВП направлять в орган власти в сфере миграции соответствующее уведомление (речь идет о дате принятия решения, указанной в штапме «Разрешено временное проживание», проставляемом в паспорте иностранца). Обязанность ежегодно уведомлять органы власти в сфере миграции возложена и на постоянно проживающих в России иностранных граждан (получивших вид на жительство). Неисполнение указанной обязанности чревато привлечением к административной ответственности иностранца по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ.

Поделиться:

Подписка на рассылку