Сравнение величины НДФЛ и страховых выплат с доходов иностранных граждан, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам на территории Российской Федерации
В части удержания НДФЛ и социальных выплат с доходов иностранных работников, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам мигрантов можно условно разделить на несколько групп.
1. Граждане государств – участников Договора о ЕАЭС (Республика Армения, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика).
Налоговая ставка [1]:
Доходы в связи с работой по найму облагаются по налоговой ставке 13%, начиная с первого дня работы на территории Российской Федерации
Страховые взносы [2]:
ОПС: 22% (с дохода, не превысившего 1 021 000 рублей. С момента, когда доход работника превысит 1 021 000 рублей 10%);
ОСС: 1,8% (с дохода, не превысившего 815 000 рублей. Сверх этой величины взносы не уплачиваются);
ОМС: 5,1%
ОСС по НС: ставка устанавливается в зависимости от вида деятельности
Сравнение величины налога и взносов при работе по ТД и ГПХ
2. Иностранные граждане, работающие в России на основании патента (Азербайджанская Республика, Республика Молдова, Украина, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, неграждане Латвии и неграждане Эстонии (апатриды) [3].
Налоговая ставка [4]:
Доходы в связи с работой по найму облагаются по налоговой ставке 13%, начиная с первого дня работы на территории Российской Федерации на основании полученного патента
Страховые взносы [5]:
ОПС: 22% (с дохода, не превысившего 1 021 000 рублей. С момента, когда доход работника превысит 1 021 000 рублей 10%);
ОСС: 1,8% (с дохода, не превысившего 815 000 рублей. Сверх этой величины взносы не уплачиваются);
ОМС: не уплачиваются
ОСС по НС: ставка устанавливается в зависимости от вида деятельности
Сравнение величины налога и взносов при работе по ТД и ГПХ
3. Иностранные граждане, получившие не патент, а разрешение на работу как студенты-очники в порядке, установленном статьей 13.4 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. В части рассматриваемых вопросов к этой категории относятся и иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы.
Налоговая ставка [6]:
Зависит от налогового статуса. Составляет от 30% до 13% в зависимости от времени фактического нахождения гражданина на территории России
Страховые взносы [5]:
ОПС: 22% (с дохода, не превысившего 1 021 000 рублей. С момента, когда доход работника превысит 1 021 000 рублей 10%);
ОСС: 1,8% (с дохода, не превысившего 815 000 рублей. Сверх этой величины взносы не уплачиваются);
ОМС: не уплачиваются;
ОСС по НС: ставка устанавливается в зависимости от вида деятельности
Сравнение величины налога и взносов при работе по ТД и ГПХ
4. Иностранные высококвалифицированные специалисты (вне зависимости от гражданства)
Налоговая ставка [7]:
Доходы в связи с работой по найму облагаются по налоговой ставке 13%, начиная с первого дня работы на территории Российской Федерации при наличии разрешения на работу высококвалифицированного специалиста
Страховые взносы [8]:
ОПС: не уплачиваются;
ОСС: не уплачиваются;
ОМС: не уплачиваются;
ОСС по НС: ставка устанавливается в зависимости от вида деятельности
Сравнение величины налога и взносов при работе по ТД и ГПХ
5. Иностранные граждане, участники Государственной программы по переселению соотечественников и члены их семей (вписанные в Свидетельство участника Госпрограммы)
Налоговая ставка [9]:
Доходы в связи с работой по найму облагаются по налоговой ставке 13%, начиная с первого дня работы на территории Российской Федерации при наличии Свидетельства участника Госпрограммы
Страховые взносы [10]:
ОПС: 22% (с дохода, не превысившего 1 021 000 рублей. С момента, когда доход работника превысит 1 021 000 рублей 10%);
ОСС: 1,8% (с дохода, не превысившего 815 000 рублей. Сверх этой величины взносы не уплачиваются);
ОМС: не уплачиваются;
ОСС по НС: ставка устанавливается в зависимости от вида деятельности
Сравнение величины налога и взносов при работе по ТД и ГПХ
6. Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации (вне зависимости от гражданства)
Налоговая ставка [11]:
Зависит от налогового статуса. Составляет от 30% до 13% в зависимости от времени фактического нахождения гражданина на территории России
Страховые взносы [12]:
ОПС: 22% (с дохода, не превысившего 1 021 000 рублей. С момента, когда доход работника превысит 1 021 000 рублей 10%);
ОСС: 2.9% (с дохода, не превысившего 815 000 рублей. Сверх этой величины взносы не уплачиваются);
ОМС: 5,1%
ОСС по НС: ставка устанавливается в зависимости от вида деятельности
Сравнение величины налога и взносов при работе по ТД и ГПХ
7. Иностранные граждане, получившие временное убежище в Российской Федерации (вне зависимости от гражданства)
Иностранные граждане, признанные беженцами в Российской Федерации (вне зависимости от гражданства)
Налоговая ставка [13]:
Доходы в связи с работой по найму облагаются по налоговой ставке 13%, начиная с первого дня работы на территории Российской Федерации при наличии Удостоверения беженца или Свидетельства о предоставлении временного убежища
Страховые взносы [14]:
ОПС: 22% (с дохода, не превысившего 1 021 000 рублей. С момента, когда доход работника превысит 1 021 000 рублей 10%);
ОСС: 1,8% (с дохода, не превысившего 815 000 рублей. Сверх этой величины взносы не уплачиваются);
ОМС: 5,1%;
ОСС по НС: ставка устанавливается в зависимости от вида деятельности
Сравнение величины налога и взносов при работе по ТД и ГПХ
Получается, что самыми «невыгодными» следует признать мигрантов, получивших РВП, ВнЖ, статус беженца или временное убежище, хотя их принято считать привилегированными в части трудоустройства – получать разрешительные документы на право работать им не требуется.
А вот иностранные ВКС, наоборот, выгодны, но их привлечение возможно лишь при гарантированной выплате им 167 000 рублей в месяц (хотя существуют схемы обойти и это ограничение).
Таким образом, в части оптимизации налогообложения и социального страхования мигранты действительно являются инструментом «налогового планирования», а каждое предприятие или организация с учетом изложенной информации может выстраивать акценты на той или другой категории иностранных работников. Однако, на практике, установленные миграционным законодательством ограничения и обязательные требования, как правило, нивелируют все преимущества той или иной категории мигрантов в части социального страхования и налогообложения.
[1] Смотри: пункт 10 статьи 98 Договора о ЕАЭС, Письмо ФНС России от 03.02.2015 № БС-4-11/1561, Письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703, Письмо ФНС России от 03.02.2015 № БС-4-11/1561 «О налогообложении доходов физических лиц» (вместе с Письмом Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703), Письмо ФНС России от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@ «О налогообложении доходов физических лиц»;
[2] Пункт 5 статьи 96 и пункт 3 статьи 98 и пункт 5 статьи 96 Договора о ЕАЭС, статья 426 НК РФ, Письмо Минтруда России от 05.12.2014 № 17-1/10/В-8313, Письмо Минтруда России от 31.03.2015 № 17-3/В-155, Письмо Минтруда от 16.11.2016 № 17-3/ООГ-1534, Письмо Минздрава России от 20.07.2017 № 11-8/3077;
[3] В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2008 № 977 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в Латвийской Республике или Эстонской Республике» данная категория граждан въезжает в Россию в порядке, не требующем получения визы и имеет право осуществлять трудовую деятельность на основании патента;
[4] Пункт 3 статьи 224 НК РФ, Письмо Минфина России от 13 июня 2017 № 03-04-05/36673;
[5] Статья 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
[6] Пункт 2 статьи 207, пункт 3 статьи 224 НК РФ, Письмо ФНС России от 28.12.2005 № 04-1-04/929 «О правомерности удержания налога», Письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-04-06/6-110, Письмо ФНС России от 22.07.2011 № ЕД-4-3/11900@;
[7] Пункт 3 статьи 224 НК РФ;
[8] Пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Письма Минфина от 13 ноября 2017 г. № 03-15-06/74702, от 19 декабря 2017 г. № 03-15-06/84898;
[9] Пункт 3 статьи 224 НК РФ, Письмо ФНС России от 20.08.2012 N ЕД-3-3/2991@;
[10] Пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
[11] Пункт 2 статьи 207, пункт 3 статьи 224 НК РФ. Налоговый Кодекс не причисляет иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство к категориям налогоплательщиков с фиксированной ставкой НДФЛ (разъяснения, данные в Письме ФНС РФ от 21.09.2005 № ВЕ-6-26/786@, не раскрывают данный вопрос). Таким образом в отношении указанной категории работников целесообразно придерживаться общего принципа исчисления и удержания налога – в зависимости от налогового статуса;
[12] Статья 426 НК РФ, Пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Письмо Минфина от 10 сентября 2018 г. № 03-15-07/64829;
[13] Пункт 3 статьи 224 НК РФ;
[14] Письмо Минтруда России от 17.02.2016 № 17-3/ООГ-229, Письмо Минздрава России от 20 июля 2017 г. № 11-8/3077, Письмо ФФОМС от 8 ноября 2017 г. № 13057/91/и