Территориальные ограничения при работе с иностранным персоналом (объекты и территории с ограниченным или регламентированным посещением)
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ФЗ РФ № 115-ФЗ иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.
Перечень таких территорий, организаций и объектов утверждается Правительством Российской Федерации. В частности:
Постановлением от 11 октября 2002г. № 754 утвержден перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение;
Постановлением от 05 июля 2001г. № 508 утвержден перечень закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов;
Постановлением от 04 июля 1992г. № 470 (далее – Постановление № 470) утвержден перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан.
Последний документ представляется наиболее интересным, поскольку подавляющее количество нарушений связано с нахождением иностранных граждан именно на перечисленных в нем территориях. Административная ответственность в отношении иностранных граждан наступает по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ (что однозначно предполагает их выдворение за пределы России без права въезда в течение 5-ти лет) , в отношении лиц, допустивших их нахождение в пределах указанных территорий (например, при направлении в командировку) – по части 1 статьи 18.9 КоАП РФ (административный штраф для юридических лиц установлен в размере от 400 000 до 500 000 рублей за нарушение, допущенное в отношении 1-го иностранного работника).
В перечень территорий с регламентированным посещением для иностранных граждан включены территории:
областей: Астраханской, Волгоградской, Калининградской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской;
краев: Камчатского, Красноярского, Приморского, Хабаровского;
автономных округов: Чукотского и Ямало-Ненецкого;
республик Мордовия и Северная Осетия – Алания;
а также Мурманской области и Республики Карелия, Архангельской области и Республики Коми.
Для пребывания иностранных граждан в пределах указанных территорий принимающие иностранных граждан организации должны обращаться в территориальные органы ФСБ России (УФСБ России в субъектах РФ). Под принимающей организацией судами понимаются, в том числе работодатели (заказчики работ/услуг) иностранных граждан.
Порядок рассмотрения таких обращений и принятия по ним решения до настоящего времени не утвержден. Вместе с тем, как показывает практика, на получение ответа следует рассчитывать не ранее чем через 2 месяца после обращения.
Суды в своих решениях ссылаются на Приказ ФСБ России от 13 ноября 2012 г. № 572 (см., например, Решение Московского областного суда по делу № 12-2277/14, Решение по делу № 12-2118/14, Решение по делу № 12-1398/14).
Однако, данный приказ регламентирует порядок выдачи пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону. Под пограничной зоной понимаются территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах (пункт 2 статьи 16 Закона от 01.04.1993г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации»). На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. То есть территории с регламентированным посещением для иностранных граждан и пограничная зона – не равнозначные понятия.
Особенностью территорий с регламентированным посещением для иностранных граждан следует признать отсутствие четких указаний на их границы (они не обозначаются каким-либо знаками, как в пограничной зоне) а также отсутствие в свободном доступе соответствующих карт (что, впрочем, определено специфическим статусом территорий).
Кроме того, ряд перечисленных в Постановлении № 470 населенных пунктов, являющихся границами территорий с регламентированным посещением, отсутствует на картах, а ряд территориальных образований изменили свои границы или были упразднены (например, Балашихинский район Московской области в соответствии с Законом Московской области от 29 декабря 2004г. № 197/2004-ОЗ «О наделении муниципального образования "Балашихинский район московской области" статусом городского округа и утверждении границы городского округа Балашиха", Законом Московской области от 7 июля 2006 № 99/2006-ОЗ «О городском округе Балашиха и его границе» был преобразован в городской округ Балашиха). Однако, такое положение вещей не влияет на судебную практику (см., например, Постановление Железнодорожного городского суда Московской области от 17.01.2014г. по делу № 5-66/14, Решение Московского областного суда от 04.02.2014г. по делу № 12-170/14).
Соблюдение порядка пребывания иностранных граждан на территориях с регламентированным посещением становится приоритетным для работодателей, ведущих деятельность в пределах границ указанных территорий, а также направляющих иностранных граждан в командировки на расположенные там объекты (независимо от гражданства или правового статуса иностранца – будь это даже белорус с видом на жительство в России).Всякий раз, предполагая командировку иностранных работников, необходимо обращаться к тексту Постановления от 04 июля 1992г. № 470, а в случае сомнения – покупать карту местности, брать в руки линейку и карандаш. Если объект, на который направляется иностранный работник, находится внутри территории с регламентированным посещением, - необходимо заблаговременно ( за 2 месяца до командировки, а лучше с запасом времени) обратиться в соответствующие органы ФСБ России, учитывая, что в различных регионах формы обращения, конечно же, установлены разные.