Уточнения в антикоррупционном законодательстве на государственной и муниципальной службе

Законодательство

cover of news

Третьего августа 2018 г. Президент Российской Федерации подписал два федеральных закона - № 307-ФЗ и № 304-ФЗ, которыми были уточнены некоторые положения антикоррупционного законодательства как в отношении обычных работников, так и государственных и муниципальных служащих. Можно выделить следующие основные их направления:

Введение упрощенного порядка привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений

В соответствии с новыми правилами дисциплинарное взыскание за совершение коррупционного правонарушения в отношении государственного гражданского и муниципального служащего при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа (органа местного самоуправления) по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого служащего.

Таким образом, в определенных случаях привлечение гражданского или муниципального служащего к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения допускается без проведения подразделением кадровой службой по профилактике коррупционных и иных правонарушений проверки. Также в таком случае не требуется рассмотрение вопроса на заседании комиссии по урегулированию конфликта интересов (при этом правонарушение все равно может быть признано малозначительным). Применение такого упрощенного порядка возможно при соблюдении двух условий:

  • служащий признал факт совершения коррупционного правонарушения;

  • за совершенное правонарушение не предполагается применение дисциплинарного взыскания в виде утраты доверия.

Изменение сроков привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений

Действовавшее ранее законодательство о гражданской службе предусматривало исчисление сроков привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений исключительно с момента поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, то есть, момент совершения в расчет вообще не принимался. В соответствии с внесенными изменениями дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему может быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения. Таким образом, во-первых, теперь при наложении дисциплинарного взыскания следует учитывать не только момент обнаружения, но и момент совершения, во-вторых, в отношении момента совершения не применяется месячный срок (в то же время в шесть месяцев должны быть уложены все возможные процедуры, необходимые для привлечения гражданского служащего к ответственности).

Уточнена возможность участия государственных и муниципальных служащих в управлении коммерческими и некоммерческими организациями

Законодательство о государственной гражданской, а также о муниципальной службе по общему правилу запрещает служащим участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими организациями, за некоторыми исключениями. Одним из таких исключений является участие в управлении коммерческими и некоммерческими организациями от имени государственного органа либо органа местного самоуправления.

Данное исключение было конкретизировано. Теперь гражданский служащий может представлять на безвозмездной основе интересы Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации полномочий учредителя организации либо управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации акциями (долями участия в уставном капитале). Муниципальный служащий может представлять на безвозмездной основе интересы муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале).

Изменены порядок и условия осуществления контроля за расходами государственных и муниципальных служащих

Целый ряд изменений был внесен в Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Наиболее важные из них касаются следующего:

  • контроль за расходами теперь может осуществляться не только в периоды замещения определенных должностей, но и в течении шести месяцев после освобождения подконтрольных лиц (а также их супругов и несовершеннолетних детей) с должности;

  • не позднее двух рабочих дней со дня принятия решения о контроле за расходами подконтрольного лица, уже не замещающего должность, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей прокурор обязан уведомить проверяемое лицо в письменной форме о принятом решении. В уведомлении должна содержаться информация о необходимости и порядке представления и проверки достоверности и полноты сведений о расходах проверяемого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Копию уведомления прокурор направляет в орган власти, где проверяемый замещал (занимал) должность;

  • лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, имеет право обращаться с ходатайством к прокурору, принявшему решение об осуществлении контроля за расходами данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением такого контроля. Ходатайство подлежит обязательному удовлетворению;

  • информация о результатах контроля направляется по последнему известному месту жительства проверяемого в Российской Федерации;

  • если в ходе контроля за расходами проверяемого лица или расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов их общему доходу прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об обращении в доход РФ не только имущества, в отношении которых проверяемым лицом не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы, но и денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества. Таким образом, в доход Российской Федерации может быть обращено не только имущество, законность приобретения которых чиновник не сможет доказать, но и денежная сумма, эквивалентная стоимости этого имущества, если обращение самого имущества по каким-то причинам невозможно. Хотя такая возможность ранее законом прямо не предусматривалась, на практике она имела место и конституционность такой практики были признана Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 № 26-П.