Уточнены антикоррупционные нормы в отношении гражданских и муниципальных служащих
Федеральным законом от 3 апреля 2017 года № 64-ФЗ внесены очередные дополнения и уточнения в российское антикоррупционное законодательство, в том числе, и затрагивающие государственных гражданских и муниципальных служащих.
Что касается государственной гражданской службы, то изменения коснулись запрета для гражданских служащих заниматься предпринимательской деятельностью, а также участвовать в управлении иными организациями. В новой редакции уточняется, что запрет распространяется как на коммерческие, так и на некоммерческие организации (в принципе это вытекало и из предыдущей редакции статьи, так как к хозяйствующим субъектам относятся и те, и другие). В то же время, гражданским служащим теперь разрешается быть членами не только жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов, садоводческих, огороднических, дачных потребительских кооперативов, товариществ собственников недвижимости, но и всех общественных организаций, а также участвовать на безвозмездной основе в управлении названными некоммерческими организациями в качестве единоличного исполнительного органа или входить в состав их коллегиальных органов управления. Кроме того, в новой редакции прямо указано, что гражданские служащие в полной мере могут участвовать в управлении политическими партиями.
Как и ранее, исключения из указанного запрета могут быть установлены законодательством Российской Федерации.
Аналогичные изменения были внесены и в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Кроме того, Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» был дополнен нормами, касающимися статуса главы местной администрации. Так, в нем появилось указание на то, что главы местных администраций (а также лица, претендующие на замещение этой должности) представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. До этого соответствующий вопрос решался самими муниципальными образованиями в муниципальных правовых актах.
Важными также видятся новеллы, согласно которым проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых главой местной администрации (кандидатами на эту должность), осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае выявления в результате такой проверки фактов предоставления недостоверных сведений и (или) иных правонарушений получает право обращаться с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность главы местной администрации по контракту, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
В то же время, как представляется, исходя из положений ст. 27 и 27.1 «О муниципальной службе в Российской Федерации», выбор конкретной меры дисциплинарного взыскания всегда должен оставаться за органом местного самоуправления, выступающим по отношению к главе местной администрации представителем нанимателя (работодателем).
Некоторые изменения, уточняющие правовой статус главы местной администрации были внесены в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности, ч. 9.1 ст. 37 указанного закона теперь изложена в новой редакции, согласно которой глава местной администрации должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (ранее в этой статье говорилось о Федеральном законе «О противодействии коррупции» и «иных федеральных законах». В Заключении Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от 12.01.2017 № 12/7 по этому поводу сказано, что «в силу отсутствия в некоторых муниципальных образованиях юридических служб, особенно в сельских поселениях, в некоторых случаях должностные лица местного самоуправления и (или) выборные должностные лица местного самоуправления могут неоднозначно трактовать возложенные на них специальным законодательством ограничения и обязанности. Указание в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" точного наименования Федеральных законов, нарушение норм которых является коррупционным правонарушением, в значительной степени позволит предотвратить возникновение подобных ситуаций»[1].
[1] Заключение Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления от 12.01.2017 № 12/7 «На проект федерального закона № 56083-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции»»