Вы успешно подписались на новостную рассылку!

Для подтверждения подписки перейдите по ссылке в письме, которое было отправлено на указанный Вами e-mail.

Вид на жительство и разрешение на временное проживание по-новому. Проект закона.

Вид на жительство и разрешение на временное проживание по-новому. Проект закона.

Правительством РФ в Госдуму внесен Проект закона № 709474-7, которым предполагается кардинально изменить существующие институты разрешения на временное проживание (РВП) и вида на жительство (ВнЖ). С текстом Проекта можно ознакомиться на официальном сайте Государственной Думы: duma.gov.ru

I. Претерпевают существенные изменения институт временного проживания в Российской Федерации иностранных граждан.

1. Предлагается изменить основания обращения за получением РВП без учета квоты, ежегодно устанавливаемой Правительством Российской Федерации.

 

В текущей редакции

В новой редакции

родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации

родившемуся на территории Российской Федерации (Закон РСФСР № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая республика» был принят 25 декабря 1991 года. Закон постановил: Государство Российская Советская Федеративная Социалистическая республика (РСФСР) впредь именовать Российская Федерация (Россия). Закон в вступил в силу со дня его принятия. Таким образом, за точку отсчета будет принято 25 декабря 1991 года.

признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации

х

имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации

х

состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, - в субъекте Российской Федерации, в котором расположено место жительства гражданина Российской Федерации, являющегося его супругом (супругой)

состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, - в субъекте Российской Федерации, в котором расположено место жительства гражданина Российской Федерации, являющегося его супругом (супругой)

осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации (до настоящего времени размер инвестиций не установлен, равно как и порядок оформления РВП по данному основанию)

осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации (до настоящего времени размер инвестиций не установлен, равно как и порядок оформления РВП по данному основанию)

поступившему на военную службу, на срок его военной службы

поступившему на военную службу, на срок его военной службы

являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию

являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию

имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации

х

имеющему сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, состоящих в гражданстве Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными либо ограниченными в дееспособности

х

не достигшему возраста восемнадцати лет, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) - иностранным гражданином из вышеуказанных категорий

не достигшему возраста восемнадцати лет, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) - иностранным гражданином из вышеуказанных категорий

достигшему возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) - иностранным гражданином, из выше указанных категорий

достигшему возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) - иностранным гражданином из вышеуказанных категорий

не достигшему возраста восемнадцати лет, получающему разрешение на временное проживание по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) - гражданина Российской Федерации

х

достигшему возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) - гражданина Российской Федерации

х

в иных случаях, предусмотренных федеральным законом

х

х

являющемуся гражданином государства, входившего в состав СССР, и получившему профессиональное образование в государственной образовательной организации высшего образования, государственной профессиональной образовательной организации или государственной научной организации, расположенной на территории Российской Федерации, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам

х

являющемуся гражданином Украины или лицом без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, признанным беженцем либо получившим временное убежище на территории Российской Федерации

х

переселяющемуся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными договорами Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 30 октября 1996 года «О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев», Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от6 июля 1998 года «О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев»

х

Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном от 23 декабря 1993 года «О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев», Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики от 2 июня 1993 года «О регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев»

 

2. Предполагается сократить срок принятия решения о выдаче либо отказе в выдаче РВП иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы до 4-х месяцев (сейчас 6 месяцев)

3. Предполагается устранить правовую неопределенность одного из оснований аннулирования разрешения на временное проживание. В настоящее время РВП аннулируется если иностранный гражданин находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев. При этом напрямую из нормы Закона не следует идет ли речь о совокупном или непрерывном нахождении человека за пределами России. Также отсутствует указание на период, применительно к которому используется норма (что это – календарный год или период с момента получения РВП).

В редакции Проекта РВП предполагается аннулировать в случае, если иностранный гражданин находился за пределами Российской Федерации более шести месяцев суммарно в течение календарного года (за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию иностранного государства по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью данного иностранного гражданина или со смертью его близкого родственника, проживавшего на момент смерти в иностранном государстве, а также случаев нахождения за пределами Российской Федерации по служебной необходимости (очевидно речь идет о служебных командировках).

4. В качестве дополнительного основания аннулирования РВП вводится волеизъявление самого гражданина (РВП аннулируется по заявлению получившего его лица). Как ни странно в настоящее время такая возможность Законом не предусмотрена.

5. Предполагается исключить из оснований аннулирования РВП лишение иностранного гражданина родительских прав или ограничение его в родительских правах по решению суда в отношении ребенка, являющегося гражданином России (поскольку Проект предполагает исключение из оснований получения РВП наличие ребенка – гражданина России)

II. Существенно предполагается реформировать институт вида на жительство.

1. Предполагается выделить категории граждан (вне зависимости от режима въезда в Российскую Федерацию), которым для получения вида на жительство не будет требоваться получение РВП. То есть обращаться с заявлением о выдаче вида на жительство можно будет минуя процедуру получения РВП.

Так, без получения ВРП ВнЖ выдается:

  • иностранному гражданину, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР (в настоящее время такие граждане могут получать РВП без учета квоты);
  • иностранному гражданину, не достигшему возраста восемнадцати лет, родившемуся на территории Российской Федерации, родитель (усыновитель, опекун, попечитель) которого является иностранным гражданином и постоянно проживает на территории Российской Федерации (то есть имеет вид на жительство);
  • иностранному гражданину, имеющему родителя/усыновителя/опекуна/попечителя (без учета их возраста), сына или дочь (без учета их возраста), состоящих в гражданстве Российской Федерации (что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации (то есть имеющих отметку о регистрации по месту жительства в паспорте);
  • иностранному гражданину, признанному носителем русского языка в соответствии со статьей 331 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", представившему нотариально заверенную копию заявления об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства, направленного в дипломатическое представительство или консульское учреждение указанного иностранного государства, за исключением случаев, когда отказ от гражданства иностранного государства не требуется в соответствии с международным договором Российской Федерации;
  • иностранному гражданину, который сам либо родственник по прямой восходящей линии, усыновитель или супруг (супруга) которого был подвергнут незаконной депортации с территории Крымской АССР, а также родственнику по прямой нисходящей линии, усыновленным детям или супругу (супруге) указанного иностранного гражданина, представившим справку о реабилитации, выданную органом внутренних дел, органом прокуратуры Российской Федерации или судом;
  • высококвалифицированному специалисту и членам его семьи в соответствии со статьей 132 настоящего Федерального закона (такая норма имеется и сейчас);
  • иностранному гражданину, осуществляющему не менее шести месяцев до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей), утвержденных Приказом Минтруда России от 13 июля 2015 г. № 446н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» (перечень в настоящее время содержит 74 позиции). Обязательным условием является начисление работодателем страховых взносов в ПФР в отношении такого иностранного гражданина;
  • лицу, проживающему на территории Российской Федерации, у которого прекращено гражданство Российской Федерации. Как правило, оснований два:
    • выход из гражданства вследствие волеизъявления гражданина России (пункт «а» статьи 18 Закона о гражданстве;
    • при территориальных преобразованиях в результате изменения Государственной границы (пункт «б» статьи 19, статья 21 Закона о гражданстве)
  • лицу, проживающему на территории Российской Федерации, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации (за исключением лиц, в отношении которых указанное решение отменено на основании вступившего в силу приговора суда по статьям 205, 2051, части второй статьи 2052, статьи 2053 - 2055, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьи 281, 2821 - 2823 и 361 УК РФ, а также статей 277 - 279 и 360 УК РФ, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности. Таким лицам вид на жительство после принятия решения о прекращении гражданства РФ не выдается).

2. Предполагается выдавать вид на жительство без ограничения срока (пожизненно). Исключение составляют только иностранные высококвалифицированные специалисты (которым вид на жительство выдается на срок действия ранее выданного разрешения на работу) и иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по одной из перечисленных в Приказе Минтруда России от 13 июля 2015 г. № 446н профессий и получившие вид на жительство (им вид на жительство предполагается выдавать сроком на 3 года).

При этом виды на жительство, выданные ранее (с указанием в них срока действия) продолжают действовать до окончания срока на который они были выданы, а у их владельцев появляется возможность оформить бессрочный вид на жительство. Для этого необходимо обратиться в орган внутренних дел (правда, Проект не содержит указания в какой именно), представив заявление о выдаче ВнЖ в произвольной форме, документ, удостоверяющий личность, 2 фотографии, квитанцию об уплате госпошлины, документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации. Возможность продления ранее выданных видов на жительство (со сроком действия 5 лет) Проектом не предусмотрена. Только получение нового бессрочного вида на жительство.

3. Заявление о выдаче бессрочного ВнЖ предполагается подавать в территориальный орган МВД (опять же, Проект не содержит указания в какой именно (по месту пребывания, месту фактического проживания или в находящийся ближе к дому. Очевидно уточнения последуют в административном регламенте по оказанию госуслуги по выдаче ВнЖ). Какие-либо требования к срокам нахождения в России при этом отсутствуют. Заявление может быть подано и в день первого въезда в РФ иностранного гражданина (при условии, что он попадает в одну из перечисленных выше групп лиц, получающих ВнЖ по упрощенной схеме).

При этом заявление может быть подано в форме электронного документа с использованием сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (в настоящее время такая функция недоступна)/

4. Уточняются сроки обращения с заявлением о выдаче ВнЖ тех иностранцев, кто получил РВП в России. Так, заявление о выдаче вида на жительство подается не ранее чем через восемь месяцев первого года проживания в Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание (вопрос выбора точки отсчета остается открытым. С какого момента отсчитывать срок – с момента принятия решения о выдаче РВП, с момента проставления штампа или с момента регистрации по месту жительства) и не позднее чем за четыре месяца до истечения срока действия разрешения на временное проживание (тут все понятно).

5. Устанавливаются общие для все выданных видов на жительство основания для их замены:

  • достижения возраста 14-ти, 20-ти и 45-ти лет (заявление о замене вида на жительство подается не позднее чем по истечении 1 месяца со дня достижения соответствующего возраста) [1];
  • изменения фамилии, имени, сведений о дате (числе, месяце, годе) и (или) месте рождения, гражданской принадлежности (заявление о замене вида на жительство подается не позднее не позднее десяти дней после получения иностранным гражданином документа, удостоверяющего личность, отражающего такие изменения);
  • изменения пола (как же без этого). Заявление о замене вида на жительство подается не позднее не позднее десяти дней после получения иностранным гражданином документа, удостоверяющего личность, отражающего такие изменения;
  • износа, повреждения или других причин, не позволяющих использовать документ (заявление о замене вида на жительство подается не позднее чем по истечении 1 месяца со дня наступления соответствующего события);
  • обнаружения неточности или ошибочности записей о фамилии, имени, дате (числе, месяце, годе) и (или) месте рождения в выданном виде на жительство (заявление о замене вида на жительство подается не позднее чем по истечении 1 месяца со дня обнаружения).

6. Предполагается, что порядок, последовательность процедур, перечень документов для представления, формы заявлений о выдаче вида на жительство – все это будет утверждаться МВД России.

7. Сохраняется обязанность по ежегодному уведомлению о подтверждении факта проживания в России лиц, получивших ВнЖ. Наконец-то устраняется неопределенность со сроками подачи уведомления. Согласно Проекту подавать его необходимо в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им вида на жительство (вот только теперь непонятно, что считается днем получения ВнЖ – день принятия решения о выдаче ВнЖ или день получения на руки самого документа).

При этом по истечении каждого пятого года постоянного проживания в Российской Федерации подача уведомления осуществляется только путем личной явки иностранного гражданина в территориальный орган МВД России (вот вам и аналог продления ВнЖ)/

8. Расширяется перечень лиц, которые освобождены от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации при подаче заявления о выдаче вида на жительство. Проектом предполагается включить в него иностранных граждан, имеющих родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

9. С учетом исключения процедуры продления ВнЖ сертификат о подтверждении владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации требуется предполагается представлять однократно.

Предполагается, что в случае принятия Закона он вступит в силу по истечении 90 дней со дня его опубликования.

[1] По истечении – предлог с родительным падежом. Употребляется при указании на время или срок, после которого совершается какое-либо действие; по прошествии чего-либо (Толковый словарь русского языка под ред. Т.Ф. Ефремовой). С учетом правил русского языка непонятен механизм реализации обязанности. Когда же все-таки – «по истечении» или «в течение»?

Поделиться:

Подписка на рассылку