Информация о мероприятии

«Всероссийский съезд экологов на Урале – 2025»

Традиционно, в одном из крупнейших городов России – в Екатеринбурге, с 26 февраля по 1 марта 2025 года состоится «Всероссийский съезд экологов на Урале».

26 февраля - 1 марта 2025 г.

г.Екатеринбург

Программа мероприятия

  • «Всероссийский съезд экологов на Урале»

    26 января - 1 февраля 2025 г.

    Экологическое развитие Российской Федерации в условиях геополитических и экологических изменений на 2024 - 2030 годы

    • Национальный проект “Экология”: паспорт проекта, перечень федеральных проектов. Цели и задачи. ФП “Экономика замкнутого цикла”;

    • Цифровизация отрасли экологии и природопользования. Введение государственных информационных системах и цифровых платформ: ФГИС УТКО, ФГИС ОПВК, ФГИС ОИТ, подзаконные акты;

    • Формирование и развитие цифровой платформы данных мониторинга состояния окружающей среды, обеспечивающей управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью. Прозрачность и раскрытие экологической информации в государственных экологических кадастрах и реестрах;

    • Экологический мониторинг;

    • Драйверы экономики замкнутого цикла, с учетом соблюдения экологических норм и требований;

    • Ликвидация накопленного вреда окружающей среде;

    • Проблемами текущего состояния отрасли экологии и природопользования, решаемых при цифровизации и возможные пути их решения;

    • Зоны с особыми условиями использования территории - труднодоступные территории, особенности организации природоохранных систем на них;

    • Требования, условия разработки. Экспертная оценка ППЭЭ. Наиболее частые ошибки и несоответствия требованиям НПА. Инструкция по разработке и применению. Экспертная оценка НДТ: формирование корпуса экспертов и единой системы оценки технологических процессов, технических решений и систем менеджмента на предмет выполнения требований НДТ;

    • Зеленая экономика и зеленые финансы. Прогнозы на 2024 год в сфере ESG.

    Реформа системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду

    • Изменение с 01.01.2024 г. расширенной ответственности производителя продукции и упаковки, попадающей под требования организации самостоятельной утилизации и/или уплаты экологического сбора: перенос бремяни ответственности на производителя упаковки, рост ставки экосбора и нормативов утилизации упаковки по годам до 55%, 75% и 100%;

    • С января 2024 года Правительство планирует проиндексировать ставки платы за НВОС на 4,5%;

    • Обновление экологического законодательства: введение и изменение законов, направленных на усиление контроля и снижение негативного воздействия на окружающую среду. Экологическая отчетность: компании будут обязаны предоставлять более детальную информацию о своем воздействии на окружающую среду;

    • Ужесточение штрафы и санкций для нарушителей экологического законодательства с 2024 года для соблюдение экологических норм;

    • Виды негативного воздействия и перечень загрязняющих веществ в выбросах и сбросах, перечень отходов. Формы их документирования в период цифровизации;

    • Порядок проведения и оформления инвентаризации выбросов, сбросов;

    • Реестра выбросов парниковых газов, который включает в том числе сведения о регулируемых организациях и отчеты о выбросах парниковых газов. Требований к алгоритмам обработки и формату информации, ‎используемой в реестре выбросов парниковых газов;

    • Установление критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий с учетом изменений с 2024 года;

    • Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и уровни их поднадзорности;

    • Нормирование негативного воздействия на окружающую среду. Оформление разрешительной и отчетной документации;

    • Комплексные экологические разрешения. Алгоритм разработки и получения комплексного экологического разрешения и внесения в них изменений. Обеспечение информационно-методической поддержки (сопровождения) эколого-технологической модернизации объектов I категории при переходе на НДТ. Проблемы и пути их решения;

    • Реестра выбросов парниковых газов, который включает в том числе сведения о регулируемых организациях и отчеты о выбросах парниковых газов. Требований к алгоритмам обработки и формату информации, ‎используемой в реестре выбросов парниковых газов;

    • Порядок ежегодного расчета допустимого объема производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и ежегодного расчета количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации, за исключением регулируемых веществ списка F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию с 25.11.2022;

    • Отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам, формы и порядка представления отчета о реализации климатического проекта с 01.09.2022 по 31.08.2028;

    • Экологические затраты и выгоды.

    Обзор изменений в области обращения с отходами производства и потребления с учетом введения новое понятие "побочные продукты производства".

    • Вовлечение отходов хозяйственный оборот: определение количественных и качественных характеристик отходов, побочных продуктов, вторичных ресурсов и вторичного сырья, и формы их документирования. Количественные показатели вторичного сырья, необходимого для производства определенных видов продукции, обязательные к применению с 01.03.2024г.

    • Перечень веществ и предметов, образуемых в результате хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства с 01.03.2024 г.

    • Расширенная ответственность производителя продукции и упаковки, подпадающая под требования организации самостоятельной утилизации и/или уплаты экологического сбора изменится с 01.01.2024, изменения по 451-ФЗ: переносится бремя ответственности на производителя упаковки, возрастают ставки экосбора и нормативы утилизации упаковки по годам до 55%, 75% и 100%. Конвектор ППК РЭО, проект НПА: Об утверждении перечня видов отходов от использования товаров, видов полученного из таких отходов вторичного сырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, а также видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации отходов (в том числе при использовании вторичного сырья, полученного из таких отходов) в целях исполнения обязанности по обеспечению их утилизации.

    • Изменения по 476-ФЗ: установление требований по учету ТКО по объему и/или массе, изменения в установлении нормативов накопления ТКО, изменения ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами - тариф на энергетическую утилизацию, учет затрат на компостирование.

    • Развитие экотехнопарков и экоиндустриальных парков в России (проект внесения изменений в СП 348). ФП «Экономика замкнутого цикла».

    • Центры технологических компетенций, АСИ, КСИ.

    • Новое в лицензировании - периодичность лицензирования утилизаторов.

    • Изменения в 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”. Ужесточение требований ГЭЭ И ГГЭ для объектов размещения отходов - новые требования СП 320 и СП 127.

    • КЭРы для объектов обращения с отходами.

    Вопросы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду: порядок внесения, повышающие коэффициенты в 2024 году, льготы, а также порядок внесения, возврат, зачёт и корректировка.

    • Особенности механизма исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, с изменениями и в условиях 2024 года. Применение в 2024 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним.

    • Порядок заполнения и предоставления новой формы Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

    Оценка экологических рисков и их последствий: экологический вред и ущерб, убытки и затраты на восстановления.

    • Индикаторы риска нарушений требований. Анализ экологических рисков предприятий. Порядок предъявления экологических ущербов и меры их предотвращения.

    • Порядок расчета экологического ущерба, вреда и экологических затрат на восстановление нарушенных, загрязненных земель. Особенности и практика предъявления к возмещению.

    Особенности контроля и надзора природоохранной деятельности в 2023 году

    • Производственный экологический контроль (ПЭК) с учетом изменений и в условиях 2024 года. Отражение первичного учета количественных и качественных показателей негативных воздействий, их достоверность, порядок предоставления и хранения. Особенности составления ПЭК и предоставления отчета, проблемы правоприменительной практики.

    • Проведение проверок в 2024 году: применение риск-ориентированного подхода, использование проверочных листов при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий федеральных и региональных уполномоченных органов.

    • Особенности осуществления государственного контроля и надзора в период неблагоприятной ситуации и чрезвычайных ситуациях.

    • Экологические регуляторы бизнес-деятельности: государственных, отраслевых, инвестиционных, рыночные.

    • Действия эколога при проведении проверок и профилактических мероприятиях.

    • Защита законных прав природопользователей. Обжалование неправомерных действий, решений должностных лиц органов государственного контроля, надзора (досудебный и судебный порядок). Судебная практика, процессуальные особенности экологических споров.

    Законодательное регулирование деятельности централизованных систем водоотведения (ЦСВ) и практика применения обязательных и необязательных требований

    • Основные вопросы нормирования очистки сточных вод объектами ЦСВ поселений, городских округов при сбросе в водные объекты.

    • Правила холодного водоснабжения и водоотведения и основные вопросы взаимодействий с представителями ЦСВ с абонентами.

    • Технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов. Расчет технологических нормативов. (Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1430 "Об утверждении технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов").

    • Декларация о составе и свойствах сточных вод. Особенности составления, типовые ошибки и способы их устранения.

    • Правила заполнения. Отражение в декларации сведений о сбросе с нарушением требований к качеству сточных вод. Срок и периодичность представления. Порядок приема декларации и основания пересмотра. Основания отказа в приеме декларации и их последствия.

    Плата абонентов ЦСВ

    • Виды платы за сброс в ЦСВ сточных вод ненормативного качества.

    • Плата за негативное воздействие на ЦСВ: изменения порядка исчисления платы. Исчисление платы в отношении абонентов отдельных категорий.

    • Плата за сброс сточных вод с превышением нормативов состава сточных вод (негативное воздействие на водные объекты).

    • Повышающие коэффициенты к плате.

    • Расчет ущерба, причиненного ЦСВ. Компенсация расходов организации ВКХ, связанных с возмещением вреда, причиненного водному объекту.

    • Инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

    • Как проводить инвентаризацию сточных вод для очистных сооружение и при их отсутствии?

    • Какие вещества и по каким нормативам (ПДК) контролировать? (Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2019 года № 891).

    Обсуждение актуальных вопросов в области экологии. Ответы на вопросы слушателей.