Блок 1. Основные подходы и нормативно-правовая база регулирования деятельности государственных и муниципальных учреждений. Новое в 2025 г.
1.1. Федеральная, региональная и муниципальная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность государственных и муниципальных учреждений
Основы формирования Статус ГМУ: основные особенности. Краткая характеристика законодательных актов, регулирующих деятельность ГМУ.
1.2. Порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью учреждений: контролирующие органы, их компетенция, порядок осуществления контроля, последствия, современные вызовы.
N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ. Принципы, предмет, объекты и участники государственного надзора. Внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность: оценка и управление рисками; анализ результатов внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Правовые основы осуществления превентивных методов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (в т.ч. дополнение деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля экспертно-аналитическими полномочиями (законопроект). Новые методы внутреннего госфинконтроля: анализ, наблюдение, финансово-бюджетный контроллинг. Правовые основы системы контроллинга. Корректировка федеральных стандартов внутреннего государственного финансового контроля.
1.3. Сферы ответственности и правовой статус руководителей ГМУ.
Особенность статуса, права и обязанности руководителей ГМУ. Факты неправомерного поведения учредителей и руководителей ГМУ. Принятие финансово-управленческих решений: определение цен на услуги, регулирование уровня заработной платы. Новая модель системы оплаты труда работников бюджетных учреждений: апробация в пилотных регионах в 2025 г. Привлечение руководителей ГМУ к административной и уголовной ответственности.
Блок 2. Понятие эффективности в государственном секторе и процесс оказания государственных (муниципальных) услуг
2.1. Подходы к определению эффективности
Основные подходы и принципы формирования критериев оценки эффективности в государственном секторе. Комплексный подход к оценке эффективности. Аспекты эффективности, учитываемые при оценке эффективности результатов реализации бюджетных программ. Модели оценки эффективности
Блок 3. Оказание государственных (муниципальных) услуг: формирование реестров, стандарты, оценка качества.
3.1. Процесс оказания государственных (муниципальных) услуг
Основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг: N 210-ФЗ (ред. от 08.07.2024) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в упреждающем (проактивном) режиме. Алгоритмизация, критерии качества и оценка эффективности внедрения проактивных государственных услуг. Реестровая модель учета результатов предоставления государственных и муниципальных услуг. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
3.2. Стандарты оказания государственных (муниципальных) услуг
Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги. Единые стандарты предоставления государственной или муниципальной услуги. Методические рекомендации по исполнению требований государственного стандарта предоставления государственной или муниципальной услуги. Использование принципа клиентоцентричности: повестка внедрения.
3.3. Независимая оценка качества услуг учреждений: общие подходы, показатели, субъекты оценки, практика, результаты.
Оценка эффективности, качества и результативности социальных услуг. Показатели и критерии оценки качества государственных / муниципальных услуг. Модели оценки качества государственных / муниципальных услуг. Принципы разработки и отбора показателей качества государственных / муниципальных услуг. Требования к показателям оценки эффективности и качества государственных и муниципальных услуг. Виды контрольных показателей оценки качества государственных /муниципальных услуг. Примеры показателей.
3.4. Новые инструменты повышения качества и эффективности оказания государственных услуг в социальной сфере.
Распоряжение Правительства РФ № 431-р Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, на период до 2025 г. Реализация модели «Социальное казначейство».
Блок 4. Конкуренция с негосударственными (немуниципальными) поставщиками государственных и муниципальных услуг, возможные последствия принятия федерального закона о государственном и муниципальном заказе, преобразование государственных и муниципальных учр
4.1. Конкуренция на рынке государственных /муниципальных услуг
Развитие конкуренции на рынке государственных /муниципальных услуг: механизм государственного / муниципального заказа. Сферы применения и основные аспекты реализации социального заказа. 3 способа оказания услуг, которые станут применяться в отношении учреждений: основные характеристики. Государственное / муниципальное задание и государственный / муниципальный заказ: сравнительная характеристика.
4.2. Переход на социальный заказ
Условия перехода на социальный заказ. Пакет законов о социальном заказе. Перспективы развития законодательства о социальном заказе. Новеллы социального заказа: конкурс и сертификат. Единый подход к финансированию и ответственность при реализации социального заказа. Сервисы ГИИС «Электронный бюджет» проведения конкурса на заключение соглашения об оказании услуг в социальной сфере и заключения соглашений по результатам отбора исполнителей услуг; цифровизация выбора исполнителя услуг и использование механизмов ГЧП при реализации социального заказа.
4.3. Практика реализации социального заказа
Практика реализации соцзаказа: основные показатели. Конкурентный отбор: субъектные практики. Показатели эффективности реализации мероприятий, проводимых в рамках реализации апробации механизмов организации оказания государственной услуги при внедрении социального заказа. Проекты социального взаимодействия. Разбор практических примеров: результаты апробация конкурентных способов отбора исполнителей госуслуг в социальной сфере.
Блок 5. Кадровые аспекты деятельности учреждений: штатное расписание, профессиональные стандарты, эффективный контракт.
5.1. Штатное расписание ГМУ
Порядок составления, функции, задачи штатного расписания ГМУ. Правила корректировки штатного расписания.
5.2. Профессиональные стандарты
Алгоритм внедрения, особенности использования профессиональных стандартов. Последствия для работников при введение профессиональных стандартов. Обязательность применения профессиональных стандартов. Обязательные к применению профессиональные стандарты: внедрение
5.3. Эффективный контракт
Эффективный контракт: цели перехода, цели. Проблемы применения эффективного контракта на практике. Разработка показателей эффективности деятельности работников ГМУ: требования, принципы формирования, основные группы показателей, практические примеры. Методические рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности работников ГМУ.
Блок 6. Государственное (муниципальное) задание: формирование, финансовое обеспечение, исполнение, корректировка, отчетность.
6.1. Подходы к формированию государственного (муниципального) задания
Содержание государственного (муниципального) задания. Объем государственного (муниципального) задания. Формирование (изменение) государственного (муниципального) задания. Выдача государственного (муниципального) задания при смене учредителя и реорганизации ГМУ.
6.2. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. Сметное финансирование казенных учреждений, определение и корректировка объема субсидии, расчет нормативов на оказание и выполнение государственных (муниципальных) услуг и работ, порядок и условия финансирования, возврат неиспользованных средств. Изменения в порядке финансового обеспечения выполнения государственных заданий. Отчет о выполнении государственного (муниципального) задания. Уточнение порядка расчета финансового обеспечения государственного задания, направленного на повышение качества и обоснованности бюджетных расходов.
Блок 7. Закупочная деятельность государственных и муниципальных учреждений. Новации закупочного законодательства 2025-2026 (оптимизация 44-ФЗ)
7.1. Пакет оптимизационых поправок (модернизация 44-ФЗ)
Правила минимальной обязательной доле закупок российских товаров. Требования к участникам закупок. Применение каталога товаров. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок. Закупки с взаимозависимыми лицами. Закупки у единственного поставщика. Конфликт интересов в сфере закупок. Требования к учету предельных цен. Переход к зелёной модели государственных закупок
7.2. Глобальная реформа 223-ФЗ : основные изменения
Перечень изменений в 223-ФЗ в 2025-2026 года. Требования к общему годовому объему закупок у МСП. «Подсанкционные» заказчики. Сокращение сроков оплаты. Принцип «электронного магазина». Независимая гарантия. Новые подходы к проверкам планов закупок. Меры по ускорению и упрощению закупочных процессов, обеспечения прозрачности и прослеживаемости закупок
Блок 8. Аутсорсинг в государственных и муниципальных учреждениях: условия, выгоды, риски, проблемы.
8.1. Аутсорсинг – актуальный инструмент управления в государственном секторе
Понятие, сущность и правовые основы аутсорсинга. Факторы эффективности аутсорсинга. Характеристики функций / операций, передаваемых на аутсорсинг. Практика передачи функций на аутсорсинг
8.2. Выгоды, риски и проблемы аутсорсинга в государственном секторе.
Преимущества передачи функций / операций, передаваемых на аутсорсинг. Основные риски передачи функций / операции, передаваемых на аутсорсинг. Требования к аутсорсеру. Обязанности и анализ аутсорсера. Примерный перечень показателей оценки качества услуг в процессе исполнения договора аутсорсинга. Примеры инцидентов при исполнении договора аутсорсинга.