«Всероссийский съезд экологов в Сибири»
Традиционно, в одном из крупнейших городов Сибири – в Красноярске, с 14 по 16 мая 2025 года состоится «Всероссийский съезд экологов в Сибири».
Проект разработан и сформирован Сибирским межрегиональным учебным центром (СМУЦ) для эффективного взаимодействия экспертного и профессионального сообщества.
Особое внимание будет уделено новым требованиям в природоохранном законодательстве и промышленной политике на 2024 год, а также проведению проверок и последним нормативно-законодательным документам, на которые необходимо обратить внимание.
Особенностью проекта и его первостепенной задачей является решение противоречивых вопросов и трудновыполнимых задач в условиях активного изменения природоохранного законодательства России. В последний день мероприятия, экспертный состав Съезда экологов, а также органы власти и учреждения, напрямую связанные с экологическим контролем, выступят с докладами на самые востребованные тематики в области экологии.
Каждый участник сможет получить рекомендации по практической деятельности в 2024 году и разрешить наиболее острые рабочие вопросы.
14 – 16
мая 2025 г.
«Всероссийский съезд экологов в Сибири»
Экологическое развитие Российской Федерации в условиях геополитических и экологических изменений на 2024 - 2030 годы
- Национальный проект “Экология”: паспорт проекта, перечень федеральных проектов. Цели и задачи. ФП “Экономика замкнутого цикла”
- Цифровизация отрасли экологии и природопользования. Введение государственных информационных системах и цифровых платформ: ФГИС УТКО, ФГИС ОПВК, ФГИС ОИТ, подзаконные акты.
- Формирование и развитие цифровой платформы данных мониторинга состояния окружающей среды, обеспечивающей управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью. Прозрачность и раскрытие экологической информации в государственных экологических кадастрах и реестрах.
- Экологический мониторинг.
- Драйверы экономики замкнутого цикла, с учетом соблюдения экологических норм и требований.
- Ликвидация накопленного вреда окружающей среде.
- Проблемами текущего состояния отрасли экологии и природопользования, решаемых при цифровизации и возможные пути их решения.
- Зоны с особыми условиями использования территории - труднодоступные территории, особенности организации природоохранных систем на них.
- Требования, условия разработки. Экспертная оценка ППЭЭ. Наиболее частые ошибки и несоответствия требованиям НПА. Инструкция по разработке и применению. Экспертная оценка НДТ: формирование корпуса экспертов и единой системы оценки технологических процессов, технических решений и систем менеджмента на предмет выполнения требований НДТ.
- Зеленая экономика и зеленые финансы. Прогнозы на 2024 год в сфере ESG.
Реформа системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду
- Изменение с 01.01.2024 г. расширенной ответственности производителя продукции и упаковки, попадающей под требования организации самостоятельной утилизации и/или уплаты экологического сбора: перенос бремяни ответственности на производителя упаковки, рост ставки экосбора и нормативов утилизации упаковки по годам до 55%, 75% и 100%.
- С января 2024 года Правительство планирует проиндексировать ставки платы за НВОС на 4,5%.
- Обновление экологического законодательства: введение и изменение законов, направленных на усиление контроля и снижение негативного воздействия на окружающую среду. Экологическая отчетность: компании будут обязаны предоставлять более детальную информацию о своем воздействии на окружающую среду.
- Ужесточение штрафы и санкций для нарушителей экологического законодательства с 2024 года для соблюдение экологических норм.
- Виды негативного воздействия и перечень загрязняющих веществ в выбросах и сбросах, перечень отходов. Формы их документирования в период цифровизации.
- Порядок проведения и оформления инвентаризации выбросов, сбросов.
- Реестра выбросов парниковых газов, который включает в том числе сведения о регулируемых организациях и отчеты о выбросах парниковых газов. Требований к алгоритмам обработки и формату информации, используемой в реестре выбросов парниковых газов.
- Установление критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий с учетом изменений с 2024 года.
- Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и уровни их поднадзорности.
- Нормирование негативного воздействия на окружающую среду. Оформление разрешительной и отчетной документации.
- Комплексные экологические разрешения. Алгоритм разработки и получения комплексного экологического разрешения и внесения в них изменений. Обеспечение информационно-методической поддержки (сопровождения) эколого-технологической модернизации объектов I категории при переходе на НДТ. Проблемы и пути их решения.
- Реестра выбросов парниковых газов, который включает в том числе сведения о регулируемых организациях и отчеты о выбросах парниковых газов. Требований к алгоритмам обработки и формату информации, используемой в реестре выбросов парниковых газов.
- Порядок ежегодного расчета допустимого объема производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и ежегодного расчета количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации, за исключением регулируемых веществ списка F перечня веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию с 25.11.2022.
- Отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам, формы и порядка представления отчета о реализации климатического проекта с 01.09.2022 по 31.08.2028.
- Экологические затраты и выгоды.
Обзор изменений в области обращения с отходами производства и потребления с учетом введения новое понятие "побочные продукты производства".
- Вовлечение отходов хозяйственный оборот: определение количественных и качественных характеристик отходов, побочных продуктов, вторичных ресурсов и вторичного сырья, и формы их документирования. Количественные показатели вторичного сырья, необходимого для производства определенных видов продукции, обязательные к применению с 01.03.2024г.
- Перечень веществ и предметов, образуемых в результате хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства с 01.03.2024 г.
- Расширенная ответственность производителя продукции и упаковки, подпадающая под требования организации самостоятельной утилизации и/или уплаты экологического сбора изменится с 01.01.2024, изменения по 451-ФЗ: переносится бремя ответственности на производителя упаковки, возрастают ставки экосбора и нормативы утилизации упаковки по годам до 55%, 75% и 100%. Конвектор ППК РЭО, проект НПА: Об утверждении перечня видов отходов от использования товаров, видов полученного из таких отходов вторичного сырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, а также видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации отходов (в том числе при использовании вторичного сырья, полученного из таких отходов) в целях исполнения обязанности по обеспечению их утилизации.
- Изменения по 476-ФЗ: установление требований по учету ТКО по объему и/или массе, изменения в установлении нормативов накопления ТКО, изменения ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами - тариф на энергетическую утилизацию, учет затрат на компостирование.
- Развитие экотехнопарков и экоиндустриальных парков в России (проект внесения изменений в СП 348). ФП «Экономика замкнутого цикла».
- Центры технологических компетенций, АСИ, КСИ.
- Новое в лицензировании - периодичность лицензирования утилизаторов.
- Изменения в 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”. Ужесточение требований ГЭЭ И ГГЭ для объектов размещения отходов - новые требования СП 320 и СП 127.
- КЭРы для объектов обращения с отходами.
Вопросы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду: порядок внесения, повышающие коэффициенты в 2024 году, льготы, а также порядок внесения, возврат, зачёт и корректировка.
- Особенности механизма исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, с изменениями и в условиях 2024 года. Применение в 2024 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним.
- Порядок заполнения и предоставления новой формы Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Оценка экологических рисков и их последствий: экологический вред и ущерб, убытки и затраты на восстановления.
- Индикаторы риска нарушений требований. Анализ экологических рисков предприятий. Порядок предъявления экологических ущербов и меры их предотвращения.
- Порядок расчета экологического ущерба, вреда и экологических затрат на восстановление нарушенных, загрязненных земель. Особенности и практика предъявления к возмещению.
Особенности контроля и надзора природоохранной деятельности в 2023 году
- Производственный экологический контроль (ПЭК) с учетом изменений и в условиях 2024 года. Отражение первичного учета количественных и качественных показателей негативных воздействий, их достоверность, порядок предоставления и хранения. Особенности составления ПЭК и предоставления отчета, проблемы правоприменительной практики.
- Проведение проверок в 2024 году: применение риск-ориентированного подхода, использование проверочных листов при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий федеральных и региональных уполномоченных органов.
- Особенности осуществления государственного контроля и надзора в период неблагоприятной ситуации и чрезвычайных ситуациях.
- Экологические регуляторы бизнес-деятельности: государственных, отраслевых, инвестиционных, рыночные.
- Действия эколога при проведении проверок и профилактических мероприятиях.
- Защита законных прав природопользователей. Обжалование неправомерных действий, решений должностных лиц органов государственного контроля, надзора (досудебный и судебный порядок). Судебная практика, процессуальные особенности экологических споров.
Законодательное регулирование деятельности централизованных систем водоотведения (ЦСВ) и практика применения обязательных и необязательных требований
- Основные вопросы нормирования очистки сточных вод объектами ЦСВ поселений, городских округов при сбросе в водные объекты.
- Правила холодного водоснабжения и водоотведения и основные вопросы взаимодействий с представителями ЦСВ с абонентами.
- Технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов. Расчет технологических нормативов. (Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1430 "Об утверждении технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов").
- Декларация о составе и свойствах сточных вод. Особенности составления, типовые ошибки и способы их устранения.
- Правила заполнения. Отражение в декларации сведений о сбросе с нарушением требований к качеству сточных вод. Срок и периодичность представления. Порядок приема декларации и основания пересмотра. Основания отказа в приеме декларации и их последствия.
Плата абонентов ЦСВ
- Виды платы за сброс в ЦСВ сточных вод ненормативного качества.
- Плата за негативное воздействие на ЦСВ: изменения порядка исчисления платы. Исчисление платы в отношении абонентов отдельных категорий.
- Плата за сброс сточных вод с превышением нормативов состава сточных вод (негативное воздействие на водные объекты).
- Повышающие коэффициенты к плате.
- Расчет ущерба, причиненного ЦСВ. Компенсация расходов организации ВКХ, связанных с возмещением вреда, причиненного водному объекту.
- Инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
- Как проводить инвентаризацию сточных вод для очистных сооружение и при их отсутствии?
- Какие вещества и по каким нормативам (ПДК) контролировать? (Правила проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2019 года № 891).
Обсуждение актуальных вопросов в области экологии. Ответы на вопросы слушателей.
По окончании курса выдается удостоверение, установленного государством образца о повышении квалификации.
- Кандидат технических наук, эколог-аудитор, судебный эксперт по обращению с отходами.
- Член рабочей группы по внесению изменений в законодательство РФ по обращению с отходами при Минэкономразвития РФ.
- Эксперт Российско-Германского проекта «Климатически нейтральное обращение с отходами в РФ».
Озерова Екатерина Михайловна
Профессиональный опыт:
2013 г. – 2019 г. - Ответственный исполнитель по корректировке Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными для:
- Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан.
- Министерство экологии и природных ресурсов республики Крым.
- Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.
- Министерство природных ресурсов и ООС Республики Чечня.
- Департамент ЖКХ и ТЭК Курской области.
- Департамент ЖКХ НАО.
- Департамент природных ресурсов и экологии Приморского края.
- Министерство экологии Челябинской области.
- Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора ХМАО-Югры.
- Управление по обращению с отходами Ленинградской области.
- Министерство природных ресурсов республики Бурятия.
2013 г. – 2014 г. Ответственный исполнитель по разработке Генеральной схемы очистки территории Санкт-Петербурга.
2011 г. – 2013 г. Заместитель генерального директора по стратегическому развитию и управлению проектами ООО «Институт Прикладной Экологии и Гигиены».
2009 г. - 2011 г. Доцент кафедры Современного естествознания и экологии ГОУ ВПО Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН).
2007 г. – 2008 г. Преподаватель факультета охраны окружающей среды Евроуниверситета (Таллинн, Эстония).
2007 г. - 2008 г. ООО «ЭкоСтройИнжиниринг», главный специалист отдела экологического нормирования.
2007 г. – 2008 г. Санкт-Петербургский государственный технологический институт, старший преподаватель кафедры инженерной защиты окружающей среды.
Научные стажировки / деловые поездки (год, место, тема):
Участник более 100 Всероссийских и Международных конференций, в том числе 3 доклада на английском языке в Европе.
- 2019 г. - Обращение с органическими отходами в Словении и Австрии, Любляна, Лютомир, Грац, Польше, Хель.
- 2019 г. - Обращение с коммунальными и опасными производственными отходами в Литве, Азии, Китай, Шанхай с посещением выставки IFAT 2019.
- 2018 г. - Обращение с коммунальными и опасными производственными отходами в Италии и Германии с посещением выставки IFAT 2018.
- 2018 г. - Обращение с опасными отходами фирмы Деконта в Чехии, Прага.
- 2017 г. - 16-ый - Международный симпозиум по управлению отходами и их захоронению на о.Сардиния, Италия.
Публикации:
Более 145 публикаций, 15 статей в журналах «Экология производства» и ТБО.
Наличие ученой степени / наличие ученого звания:
- Кандидат технических наук.
- Эксперт Российско-германского проекта «Климатически нейтральное обращение с отходами в Российской Федерации Эколог-аудитор.
- Судебный эксперт по обращению с отходами.
- Эксперт совета по развитию промышленности и инновационных технологий по переработке отходов производства и потребления при Государственной Думе РФ.
- Член рабочей группы по разработке плана мероприятий по реализации Стратегии развития промышленности, по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, Минпромторг России.
- Член рабочей группы по внесению изменений в законодательство РФ по обращению с отходами при Минэкономразвития РФ.
Образование:
- 2004 г. - 2007 г. докторантура СПБГТИ (ТУ).
- 2000 г. - Кандидатская диссертация, «Уровень здоровья населения, как критерий риска возникновения зон чрезвычайной экологической опасности» Санкт-Петербургский государственный технологический институт СПБГТИ (ТУ).
- 1996 г. – 2000 г. - аспирантура, Санкт-Петербургский государственный технологический институт СПБГТИ (ТУ) кафедра Инженерной защиты окружающей среды.
- 1990 г. – 1996 г. - Экология и природопользование, Санкт-Петербургский государственный университет.
Озерова Екатерина Михайловна
Кандидат технических наук, эколог-аудитор, судебный эксперт по обращению с отходами. Эксперт Российско-Германского проекта «Климатически нейтральное обращение с отходами в РФ». Член рабочей группы по внесению изменений в законодательство РФ по обращению с отходами при Минэкономразвития РФ.
- Ведущий инженер–эколог;
- Эксперт в судебных заседаниях по вопросам оспаривания ненормативных правовых актов надзорных органов;
Поступинский Артем Иосифович (г. Екатеринбург)
Профессиональные компетенции:
- Контроль соблюдения санитарных норм и правил и природоохранного законодательства на предприятии;
- Контроль соблюдения санитарных норм и правил и природоохранного законодательства на предприятии;
- Сопровождение согласования проектной и разрешительной документации, экологический аудит, юридическое сопровождение при проверках надзорных органов
- Представление интересов заказчика в надзорных органах и в судах;
- Консультирование заказчиков по вопросам соблюдения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства;
- Осуществление контрольно-надзорной деятельности.
Профессиональный опыт:
- Ведущий инженер-эколог «Уралмашзавод», «Энергоснабжающая компания», «Водоканал»;
- ООО "Инженерно-проектный центр - 16" Исполнительный директор;
- Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу –эксперт в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора;
Образование:
- УрГУПС, г. Екатеринбург .
Поступинский Артем Иосифович
(г. Екатеринбург)
Эксперт в судебных заседаниях по вопросам оспаривания ненормативных правовых актов надзорных органов. Ведущий инженер- эколог
- Начальник Управления государственного экологического надзора ;
- Старший государственный инспектор Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды;
Бондаренко Никита Викторович (г. Санкт-Петербург)
Профессиональные компетенции:
- Выполнение мероприятий по контролю исполнения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
- Рассмотрение дел об административных правонарушениях;
- Подготовка проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга;
- Взаимодействие с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга;
- Подготовка ответов по обращениям граждан и юридических лиц. Подготовка документов для участи в государственных закупках.
- Руководство деятельностью 3 структурных подразделений (отделы).
- Государственной советник Санкт-Петербурга 2 класса.
- Участие в многочисленных судебных делах, в т.ч. связанных с вопросами возмещения вреда окружающей среде вследствие нарушения обязательных требований.
Профессиональный опыт:
- Более 20 лет Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга;
- Корпоративные лекции (АЛРОСА, АвтоВАЗ, Сургут Нефтегаз, Газпром бурение).
Благодарственные письма:
- Благодарственное письмо Общественного совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга;
- Благодарность Клуба специалистов по охране труда и экологии;
- Благодарность Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга;
- Благодарственное письмо ГК Экологический Центр;
- Благодарность Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
- Благодарственное письмо председателя аттестационной комиссии курсов повышения квалификации по программе: «Национальная безопасность – основа государственной политики Российской Федерации» М.В. Моцака;
- Благодарность Губернатора Санкт-Петербурга.
Образование:
- Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), Санкт-Петербург.
Бондаренко Никита Викторович
(г. Санкт-Петербург)
Начальник Управления государственного экологического надзора. Старший государственный инспектор Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды.
- ★
- ★
- ★
- ★
- ★
Прекрасный лектор, знающий свое дело, доступно подающий информацию.
- ★
- ★
- ★
- ★
- ★
На данном мероприятии я скорректировал и убедился в правильности действий. Преподаватель расширил ссылки на правовые ошибки.
- ★
- ★
- ★
- ★
- ★
Материал по курсу был дан доходчиво, объемно, с реальными примерами. Очень полезная информация и нужная для работы. Организаторам мероприятия большое спасибо за высокий уровень и профессионализм кураторов.
- ★
- ★
- ★
- ★
- ★
Услышал много полезного и важного. Получил ответы на свои вопросы.
Пост-релизы
-
«Всероссийский съезд экологов на Урале – 2020»
Внимание экспертов было уделено теме нормирования в области обращения с отходами, касательно требований к отчетности, а также важным вопросам современной экологической ситуации…
-
«Всероссийский съезд экологов в Сибири – 2020»
К участию во Всероссийском съезде, «Сибирским межрегиональным учебным центром», были приглашены ведущие эксперты-практики в области природопользования и защиты окружающей среды…
По окончании выдается удостоверение о повышении квалификации, установленного государством образца.
39 000
рублей
При регистрации трех и более участников предоставляется скидка 5%